В самом начале 70-х чиновники на Старой площади (там находился ЦК КПСС) спохватились и приняли решение возродить традиции физкультурного комплекса, вновь сделать движение значкистов массовым. Был создан Всесоюзный совет, главой которого назначили космонавта Алексея Леонова, а чтобы поднять интерес к сдаче норм, постановили ежегодно и повсеместно проводить соревнования по многоборью ГТО.
Тогда много было всяких спущенных сверху инициатив. Возможно, эта и не была самой глупой, все же они там, наверху, реально хотели вовлечь народ в полезное занятие физкультурой.
Узнав о том, что весной 74-го я лечу по газетной командировке на дрейфующую станцию "Северный полюс-21", мой шеф сказал: "А попробуй и там мобилизовать полярников на то, чтобы они провели у себя соревнования по многоборью ГТО". Ладно, согласился я, хотя и не представлял, как это можно осуществить на льдине в отсутствие спортинвентаря и при арктической стуже.
Прибыв на место, говорю начальнику станции Николаю Макурину: вот, мол, Москва специально направила меня с целью поднять у вас уровень физической подготовки. Начальник оказался человеком дисциплинированным, поверил. Мы сели в кают-компании и сообща прикинули программу возможного полярного многоборья. Исходя из реалий, включили в нее следующие виды: прыжок с места, бег, отжимание в упоре, стрельбу из карабина. Меня утвердили главным судьей.
Следующим утром я приготовил чистые листы бумаги для протоколов, в карман пуховой куртки положил остро заточенный карандаш, зарядил ракетницу, которой предстояло выполнять роль стартового пистолета, на плечо повесил тот самый карабин, из которого будут стрелять участники соревнований. Метеоролог Олег Дубко на всякий случай прихватил с собой другой карабин - этот предназначался для защиты от белых медведей.
На станции тогда зимовали двенадцать человек. Девять из них, свободные от вахт, вышли на старт. Разумеется, в ушанках, полушубках и валенках. Рядом бежал пес, прозванный за свою черную масть Цыганом.
Тот день выдался тихим и по-весеннему ослепительным. Высокое полярное солнце, сияние белых снегов, сотканный из инея и синевы густой морозный воздух настраивали на торжественный лад. Участники построились на ровной льдине, которая служила аэродромом, я поздравил их с началом соревнований, они, как водится, трижды прокричали: "Ура!". Пес Цыган пристроился на левом фланге и с энтузиазмом махал хвостом, хотя ему вряд ли был понятен смысл происходящего.
Это были самые необыкновенные соревнования из тех, которые мне приходилось видеть, а видел я всякое: пять Олимпиад, чемпионаты мира и Европы, сверхмарафон в калифорнийской Долине смерти и многое другое, столь же диковинное.
Сброшенные на снег шубы. Лица в инее. Туго поскрипывают по насту валенки. Азарт. Смех. Минус тридцать, у меня карандаш вываливается из окоченевших пальцев, а им жарко. "Давай! - Кричат. - Жми!"
Тогда на дрейфующих станциях не было ни спортзалов, ни подходящего инвентаря. Из всех видов спорта доступным были только шахматы. Как раз на "СП-21" гордились тем, что они по радио сыграли матч с командой шахматистов Большого театра.
Самым захватывающим видом нашего многоборья оказался бег. Взлетает в небо ракета. Они мчатся по взлетно-посадочной полосе - в шапках и валенках, только пар столбом. Первая сенсация: сначала финиширует начальник станции 46-летний Николай Макурин, а уже следом за ним я вписываю в протокол фамилии более молодых участников.
Стрельба из карабина по мишени. И тут начальник "СП" показывает абсолютно лучший результат. Отжимание в упоре: инженер Евгений Володин отжимается тридцать раз - первое место.
Участники соревнований снова выстраиваются для подведения итогов. Мороз, кажется, стал еще крепче. Губы еле слушаются меня, когда я объявляю: "Чемпионом Северного полюса по многоборью ГТО стал Макурин Николай Владимирович. Второе место присуждается Владимиру Шугушеву. Третье - Николаю Антипину". Полярники кричат "ура" и хлопают своими рукавицами. Весело лает пес Цыган. Вместе с нами смеется незаходящее в эту пору холодное арктическое солнце.
Если не ошибаюсь, этот комплекс ГТО потом еще не раз пробовали реанимировать в нашей жизни. Но... Всему свое время.
Уже в нулевые годы на полюс стали возить туристов, и они там устраивали футбольные матчи и даже заплывы в полыньях. Однако, боюсь, и с этим делом скоро придется кончать, потому что, если верить прогнозам метеорологов, льды Северного Ледовитого океана скоро окончательно растают.