Спрос на курьеров растет по экспоненте. Перед Новым годом заработать можно от 250 до 300 тысяч рублей в месяц

За неделю до Нового года в доставке можно заработать 200 тысяч рублей
Спрос на курьеров перед Новым годом растет по экспоненте, как и стоимость их услуг. За неделю до Нового года курьеры могут заработать 50-60 тыс. руб., но работать придется по 10-12 часов в день. В месяц зарплата доставщиков чего угодно - от еды до товаров - может превысить 200 тыс. руб.
По оценкам экспертов, подзаработать в доставке в праздничные дни смогут несколько десятков тысяч жителей столицы и крупных городов.
По оценкам экспертов, подзаработать в доставке в праздничные дни смогут несколько десятков тысяч жителей столицы и крупных городов. / Александр Корольков/РГ

"Перед Новым годом курьеры становятся особенно востребованными. Это объясняется резким ростом спроса на доставку подарков, продуктов, одежды и других товаров. Люди все чаще предпочитают заказывать онлайн, чтобы избежать очередей и суеты, характерной для предновогодних дней. Особенно это актуально в мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, где трафик достигает пика, а времени на покупки в обычных магазинах катастрофически не хватает", - говорит экономист, директор сервиса "Купец CRM" Анна Анисимова.

Службы доставки сейчас работают на пределе своих возможностей. Для удовлетворения возросших потребностей компании активно привлекают новых сотрудников, предлагают бонусы и вводят повышенные тарифы. Привлекательные условия стимулируют многих людей попробовать себя в этой профессии, даже если раньше они не работали в сфере доставки. Это особенно касается тех, кто ищет возможность быстро заработать: студенты, временно безработные или люди, желающие покрыть расходы на праздники. Чтобы поработать Дедом Морозом или Снегурочкой, нужен все-таки опыт, в доставке требования к соискателям минимальны.

Компании, организующие доставку, готовы платить курьерам от 250 до 300 тысяч рублей в месяц

"Компании, организующие доставку, готовы платить курьерам от 250 до 300 тыс. руб. Для тех, у кого есть водительские права, сумма может достигать 300 тыс. руб., а фирма готова предоставить автомобиль. Это действительно привлекательные условия для многих, особенно в преддверии новогодних каникул", - отмечает руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза "Новый Труд" Алексей Неживой.

Он признает, что такие доходы вызывают негатив у экспертов и общественности, недовольных этой ситуацией. "Но не стоит забывать, что курьерам приходится работать в условиях плотного трафика. Насколько емок этот рынок, пока непонятно. Однако мы прогнозируем, что на Новый год несколько десятков тысяч жителей столицы и крупных городов неплохо поправят свое материальное положение благодаря подработке в службах доставки. Это не только закроет часть финансовых вопросов конкретных семей, но и поддержит общий уровень потребления в экономике. А вот после новогодних праздников доходы курьеров пойдут вниз", - считает Неживой.

При интенсивной работе (10-12 часов в день) доход курьера за неделю может достигать 50-60 тыс. руб. Это зависит от типа транспорта, количества выполненных заказов и региона. По данным опросов, до четверти россиян готовы подрабатывать в сфере доставки в праздничный период. Это позволяет компенсировать нехватку постоянного персонала.

Для людей и бизнеса онлайн-доставки удобны. Но сами курьеры не создают прибавочного продукта экономике. При этом курьерские сервисы изменили паттерны потребительского поведения. По словам доцента Базовой кафедры ТПП РФ "Управление человеческими ресурсами" РЭУ им Г. В. Плеханова Фариды Мирзабалаевой, с их развитием процесс выбора и покупки товаров и услуг стал быстрее и проще, появилась возможность покупать из любого места и в любое время. "Онлайн-сервисы не просто выступают посредниками, они соединяют производителей и потребителей по всей стране. Это позволяет им предлагать более широкий ассортимент продукции", - отмечает эксперт.

В Госдуме считают, что число мигрантов, особенно в сервисах доставки, велико и его пора ограничить

Зачастую курьерами работают мигранты. В Госдуме считают, что число мигрантов, особенно в сервисах доставки, велико и его пора ограничить. Например, увеличив стоимость патентов для мигрантов. С такой инициативой глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов обратился к мэру Москвы Сергею Собянину, губернатору Московской области Андрею Воробьеву, председателю Московской городской Думы Алексею Шапошникову.

Нилов отмечает, что патент - механизм контроля и ограничения численности трудовых мигрантов. А это особенно необходимо, так как приоритет должен отдаваться российским специалистам. "Как показывает практика, субъекты, наиболее привлекательные для трудовой миграции, регулярно повышают региональный коэффициент, используемый для расчета итоговой стоимости патента. В частности, в Татарстане его стоимость в 2025 году вырастет на 539 руб. и составит 6,8 тыс. руб.", - отметил он.

Власти Москвы и Подмосковья уже отреагировали на обращение. В Москве с 2025 года патент для мигрантов станет дороже на 18,7%. Его стоимость составит 8,9 тыс. руб. Аналогично увеличивается стоимость патента и в Московской области.

Мэр Москвы Сергей Собянин прокомментировал необходимость повышения так: "Важно, чтобы мигранты платили сопоставимые с отчислениями наших граждан деньги с точки зрения налогов". Подняв стоимость патента, власти выровняли расходы работодателей на мигрантов и местных жителей. Учитывалась и квалификация. Подоходный налог среднестатистического москвича составляет существенно больше 8,9 тыс. руб. в месяц, но значительная часть иностранцев, приезжающих в столичный регион, не могут похвастаться ни образованием, ни квалификацией. По данным Росстата, 39,4% трудовых мигрантов, въезжающих в страну, не имеют никакого образования, кроме школы, а значит, могут претендовать только на низкооплачиваемую работу.

По словам Собянина, в Москве порядка 450 тыс. действующих патентов и значительного роста не наблюдается. В Подмосковье по патентам работают 298 тыс. человек, или 82% всех легальных мигрантов. Стоимость трудового патента в области, которая была дешевле, сравнялась со столичным тарифом. В дополнение в области начнет действовать закон, ограничивающий работу по патентам в некоторых сферах. В частности, мигрантов отстранят от работы в розничных магазинах, торгующих алкоголем и табаком, а также в нестационарных торговых объектах уличного питания. А в медицинской, образовательной и социальной сфере доступ к трудоустройству по патентам ограничат, определив процент наемных иностранных работников, больше которого их не смогут привлекать.

Гастарбайтеров ждут на стройках, в логистических центрах, ЖКХ и общественном транспорте. С тем, что иностранная рабочая сила столичному региону необходима, власти не спорят. Вводимые меры - попытка повысить качество этой силы.

Заставит ли снизить скорость новый стандарт техтребований для электровелосипедов. Мнения экспертов

Курьеров не притормозит новый ГОСТ для электровелосипедов
Росстандарт впервые установил технические требования и методы испытаний для электрических велосипедов. ГОСТ уже утвержден, опубликован он будет в январе, а вступит в силу с 1 марта 2025 года. Новый стандарт послужит эффективным инструментом повышения безопасности как для водителей этих средств передвижения, так и окружающих, считают в ведомстве. Эксперты же вовсе не уверены в его полезности.
Алексей Майшев/ РИА Новости

Как пояснили "Российской газете" в Росстандарте, по новому ГОСТ Р 71894-2024, максимальная скорость электровелосипеда, достигаемая при использовании электродвигателя, не должна превышать 25 км/ч. Кроме того, транспортное средство должно быть оборудовано как минимум двумя независимо управляемыми тормозными системами: одна система должна воздействовать на переднее колесо и одна на заднее. Транспортные средства, подпадающие по действие стандарта, должны оборудоваться автоматическими устройствами ограничения скорости с возможностью определения местоположения с использованием ГЛОНАСС. Стандарт определяет порядок и условия проверки электрической проводки, и вводит требования к электромагнитной совместимости, различимости на дороге, мерам защиты от несанкционированного вмешательства, структурной целостности и маркировке.

"Документ содержит не только технические требования в отношении электровелосипедов и схожих транспортных средств, но также включает четкие классификационные критерии, позволяющие отделить их от мопедов", - подчеркнули в ведомстве.

Похожий ГОСТ на электросамокаты действует с 1 февраля 2023 года. И он, и новый ГОСТ на электровелосипеды носят добровольный характер, пояснила "РГ" директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.

"Это больше репутационная история, возможно, компании, которые специализируются на локализации этих средств на территории России, займутся сертификацией по ГОСТу и это будет их конкурентным преимуществом. Но мне пока не известно ни одного прецедента гостирования электросамокатов", - отметила Эрдман.

На электровелосипедах сейчас передвигаются в основном курьеры, и отсутствие законодательного регулирования позволяет относить этот транспорт к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), велосипедам и мопедам, в зависимости от того, где они передвигаются: по дороге или тротуару, пояснила она.

"Сейчас скорость электровелосипедов хотят ограничить 25 км/ч. Поэтому я подозреваю, что их все-таки хотят оставить в пешеходной зоне. Мне кажется, это в корне неверно, потому что их используют курьеры, у которых скорость доставки влияет на зарплату. По характеристикам мощности электровелосипеды все-таки ближе к мопедам. И мне кажется, что их надо пускать по проезжей части и контролировать по аналогии с мопедами. Я не думаю, что даже пускать электровелосипеды по велодорожкам - правильное решение", - подчеркнула Эрдман.

Профессор кафедры "Автомобили" МАДИ и кафедры наземных транспортных средств в Московском политехе, доктор технических наук Виталий Гаевский еще более категоричен. Он уверен, что этот добровольный ГОСТ работать не будет.

"Нужно менять сам термин СИМ в правилах дорожного движения. Если ввести в этот термин ограничения по максимальной скорости не более 25 км/ч и снаряженной массе не более 35 кг, то и ГОСТы не понадобятся. И заодно будет решена проблема курьеров, которые сейчас на тротуарах ездят по сути на мопедах", - отметил он.

Согласно ПДД, СИМ это - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес, предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя. То есть под это определение попадает и мопед, и даже одноместный спорткар, указал Гаевский.

"Курьеры, которые на ездят на электровелосипедах, должны получать права категории "М", как на управление мопедом, потому что это настоящий одноколейный дорожный транспорт, и их надо гнать с тротуаров и заставлять ездить только по дорогам общего пользования, потому что у этих псевдовелосипедов скорость до 50 км/ч и масса за 50 кг", - считает профессор.