Среди экспертов, которые оценивали вузы, были и представители университетов - МАДИ, ГУУ и др., а также крупнейшие корпорации, такие как АО "Силовые машины", которые взаимодействуют с университетами и заинтересованы в преодолении кадрового голода. Анализировали статистику для проекта рейтинга университетов специалисты РЭУ им. Плеханова, Института развития дополнительного профессионального образования Минобрнауки России, Всероссийского педагогического собрания и других общественных организаций в сфере образования.
Как рассказала "РГ" ректор Института дополнительного профессионально образования Минобрнауки, профессор РЭУ Валентина Иванова, внимание обращали на участие студентов вузов в проектах деятельного патриотизма, в конкурсах исторической памяти российского народа, в волонтерском движении, добровольчестве, в помощи участникам СВО, в донорстве.
Кроме того, по направлению "созидательный труд" рассматривались формы сотрудничества с индустриальными партнерами, показатели целевого набора, количество молодежных лабораторий, студенческих бюро. Одним из важнейших показателей здесь стал выбор защиты диплома в виде стартапа.
"Эти показатели могут быть высокими, на наш взгляд, только если разворачивается сотрудничество с индустриальными партнерами, - говорит Андрей Платонов, первый заместитель председателя комиссии Общественной Палаты РФ по высшему образованию и науке, проректор МАДИ. - Эксперты рассматривали проекты и лучшие практики вузов- участников крупных программ, таких как "Передовые инженерные школы", "Приоритет 2030", которые являются важной частью проектов технологического лидерства России".
Вот лишь некоторые университеты, получившие высокий рейтинг и представившие свои практики: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Университет МИСИС, Университет ИТМО, Уральский федеральный университет, Высшая школа экономики, Дальневосточный федеральный университет, Томский государственный университет, Университет СТАНКИН, МГТУ им. Баумана, РЭУ им. Плеханова, МАИ, Сибирский федеральный университет и др.
Всего выделено топ-50 вузов. Это пятьдесят крупнейших университетов, которые имеют лучшие практики деятельного патриотизма и созидательного труда, и эти практики необходимо тиражировать во всех вузах страны.
Директор Инжинирингового центра АО "Силовые машины" Константин Савичев отметил положительные стороны проекта кооперации вузов и предприятий для каждого из участников.
"Для студента это, безусловно, вклад в его портфолио: дополнительно к диплому бакалавра и магистра студент получает два диплома о переподготовке, должность по рабочей специальности, стаж трудовой деятельности с третьего курса и дополнительную стипендию. Такая практика существует в АО "Силовые машины", - сказал эксперт. - Для университета - это рост заинтересованности студентов в поступлении на программу, повышение качества образовательного процесса, увеличении практики, наличии "живых" тем для дипломов, основанных на реальных проектах компаний и многое другое. Для предприятий это опережающая профподготовка инженерных кадров под текущие и стратегические цели компании, повышение уровня кадровой защищенности за счет передачи знаний от наставника студенту, экономия времени на адаптацию нового сотрудника".
Чтобы убедиться, что практики действительно найдут отклик у студенческой молодежи, группа разработчиков провела исследования в молодежной среде.
"В исследовании приняли участие свыше десяти тысяч студентов, в том числе из новых субъектов РФ, - говорит директор Высшей инженерной школы РЭУ профессор Валентина Дианова. - Оказалось, более 80 процентов считают себя патриотами и готовы работать на достижение технологического лидерства России. Выбор специальности у них обдуман и будущая работа на предприятиях выбрана осознанно. Если говорить о направлении деятельностного патриотизма, то здесь более 50 процентов студентов поддерживают такие проекты как "Диктант Победы", "Волонтеры Победы", конкурсы, связанные с историей Великой Отечественной войны, участвуют в поисковых отрядах".
В направлении созидательного труда студенты ориентируются и на практику на разных предприятиях, на получение второй специальности, стремятся делать диплом как стартап.
Эксперты подчёркивают: очень важно, чтобы лучшие практики внедрялись в университетах, чтобы у студентов уже на 1-2 курсах были все возможности к этим практикам подключиться. Чтобы у каждого студента был свой социальный проект, своя задача, которую бы преподаватели не только ставили, но и выполнение которой поддерживали разными способами и оценивали в соответствии с требованиями высшего образования, то есть по пятибальной шкале.