Возможно, раньше у вас бывали мысли из разряда "Если бы мэром был я..."?
Сергей Петрин: Работая первым замом по городскому хозяйству, я и раньше был погружен практически во все вопросы, которые касались жизни Воронежа. Довольно длительный период исполнял обязанности и зама по градостроительству, и главы города, то есть работа была понятна, фантазий не было. Но все-таки были иллюзии - наверное, по-другому их не назовешь - по поводу распределения рабочего времени. Думал, что смогу сосредоточиться на масштабных задачах и меньше уделять внимания мелким вопросам и проблемам. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что многое упирается в вопрос: где в это непростое время найти финансирование? Я думаю, что это будет приоритетный вопрос на 2025 год.
Город готов к неблагоприятной погоде?
Сергей Петрин: Готов. Прошлая зима все-таки аномально снежная была. Многие регионы столкнулись с той же проблемой, которая была у нас. В этом году мы обновили технику в комбинатах благоустройства. Большая часть машин уже поставлена на учет и вышла на линию. Позаботились о снегобазах - с ними тоже была проблема, если помните. Нас критиковали за то, что мы, скажем, на парковке у парка "Дельфин" устроили перевалочную базу. Но это было вызвано не безграмотностью, а безысходностью. Потому что участки, которые были оформлены в муниципальную собственность для складирования снега, просто не вместили того объема, который убирался с территории города. Теперь мы дополнительно сформировали участки и в Советском районе, и в Железнодорожном.
Мы разговариваем в декабре, но неизбежно наступит весна. Таяние снегов, дожди - испытание для городской ливневки...
Сергей Петрин: Напомню, что с 2019 года сети ливневой канализации у нас эксплуатирует муниципальное бюджетное учреждение. До того мы каждый сезон по конкурсу привлекали подрядную организацию, которая выполняла какие-то работы, но не всегда качественно. Этот перебор подрядчиков ни к чему хорошему не приводил. С момента создания МБУ был проведен довольно-таки приличный объем работ. Сети прошли инвентаризацию и оформлены в муниципальную собственность, мы набрали штат, приобрели технику. Понимаем прекрасно, что отрасль долгое время не получала должного финансирования. Решать накопившиеся проблемы пытаемся с привлечением разных источников - того же инфраструктурного бюджетного кредита. За счет ИБК строим сеть ливневой канализации, которая будет собирать стоки от мегашколы и яблоневых садов, затем в районе Ботанического сада и Центрального парка "Динамо", а ниже выходить в водохранилище. Приличный размер территории, с которой удастся качественно отводить стоки. Как всегда, хотелось бы сделать больше, но и работы очень дорогостоящие.
Еще одна боль Воронежа - общественный транспорт. Почти полгода прошло после повышения тарифа, которое должно было помочь решить, в частности, вопрос с кадрами в этой сфере. Получилось?
Сергей Петрин: Честно сказать, эффекта ожидали большего. Выпуск автобусов на линию увеличился процентов на 10. И примерно так же выросло количество водителей, которые пришли в отрасль. Где искать средства на дальнейшее обновление подвижного состава? Каким образом стимулировать и привлекать водителей? Рассматриваем разные варианты. Да, самый простой - повышение заработной платы. Откуда взять на это деньги? Опять из тарифа. Мы обещали, что индексация будет проходить один раз в год. До следующего июля надо полгода каким-то образом прожить... Губернатор поставил задачу до начала 2025 года проанализировать структуру тарифа на пассажирские перевозки: какой объем на заработную плату там заложен, какова стоимость топлива, запасных частей - и какие есть варианты субсидирования отрасли. Она важная и, я считаю, самая проблемная сейчас в городе.
В центре мы по-прежнему наблюдаем автомобили, припаркованные на обочинах, тротуарах и газонах...
Сергей Петрин: Как видите, сложилась странная ситуация. Механизмы воздействия на водителей есть, но действительно имеются проблемы с парковкой в неположенных местах. У нас есть комплекс "Дозор", который позволяет управам районов составлять протоколы об административных правонарушениях - как за нарушение правил благоустройства. Но он имеется в одном экземпляре. То есть районы им пользуются по очереди. Надеемся, со следующего года такой комплекс появится в каждом районе. Но тем не менее, увеличив количество аппаратов, мы сможем больше территории охватывать на постоянной основе и выписывать больше штрафов. Так что будем понуждать людей соблюдать правила благоустройства и ПДД. Кнутом. Что поделать, если такие последствия...
У вас есть любимые места в Воронеже, которые вы бы назвали эталонными по комфорту?
Сергей Петрин: Эталонными сложно назвать, а любимые - общественные пространства, где можно погулять и отдохнуть с детьми. Это и "Орленок", и Воронежский центральный парк, и Петровская набережная. Просто пройти, подышать воздухом. Тот же "Орленок" дошел до ума за последние годы, когда зеленые насаждения укоренились, общий дизайн устоялся, появились точки общепита. Этот парк получил высокую оценку федеральных экспертов. А как мучительно он нам давался!.. Набережная мне нравится еще и потому, что вода создает комфортную атмосферу. Я считаю, этот объект может стать классным местом притяжения горожан и туристов, позитивно повлиять на имидж Воронежа.
Хотелось бы благоустроить набережную и на левом берегу. Повторяюсь, конечно, но все упирается в деньги. Мы подготовили проект набережной Авиастроителей от парка "Алые паруса" до ВОГРЭСа. Тоже сумма получилась в миллиардах рублей. Естественно, сейчас нет такой возможности, но было бы здорово увязать два берега кольцевым прогулочным маршрутом... Объем финансирования из федерального бюджета на создание комфортной среды с каждым годом уменьшается. Сейчас дворовые территории делаем за счет регионального бюджета, а раньше была возможность это делать за счет федеральных средств. Все-таки я думаю, что надо искать какие-то механизмы увеличения объема финансирования именно из казны РФ, потому что на уровне области и города крупные проблемы решить не удастся.