Война войной, а балет по расписанию

Несмотря на регулярные обстрелы, в Донбасс Опере идут новогодние премьеры
Этот оперный театр не так знаменит, как Ла Скала. Но он стоит как скала посреди прифронтового города. И под регулярные прилеты ставит премьеры. С западного торца величественной сталинской постройки вместо окон зачастую фанера - не успевают вставлять. А внутри царство Терпсихоры, Полигимнии, Мельпомены и буфет с шампанским. Пока фронт в 32 километрах, спектакли идут днем. Комендантский час и все такое. Но 31 декабря сделали исключение. "Щелкунчик" начнется в 17.00. Если воздушной тревоги не будет.
Величественный зал, спроектированный архитектором Л.И. Котовским, ждет своих зрителей. Взрывы тут не слышны.
Величественный зал, спроектированный архитектором Л.И. Котовским, ждет своих зрителей. Взрывы тут не слышны. / Юрий Снегирев

Первый выход

Хотелось бы быть театральным критиком и рассказывать о чистоте колоратурного сопрано или мастерстве режиссера. Но мы далеки от азов оперного искусства. Обычные фронтовые репортеры. Поэтому, уважаемые "сыры" (так называли поклонников Козловского, а потом и других оперных див), не взыщите. Нам интересны люди, а не колоратура. А люди здесь такие, что диву даешься, как они выступают, а не сбежали в другие именитые театры.

...У лауреата международных конкурсов тенора Евгения Удовина сегодня премьера. Его ввели в одноактную оперу Джона Фредерика Лэмпа "Пирам и Фисба" на главную партию. История этого произведения восходит к вавилонской легенде, которая была воспета древнеримским поэтом Овидием в поэме "Метаморфозы". Позже сам Вильям Шекспир перенял сюжет и использовал его в комедии "Сон в летнюю ночь". Главных героев постановки Пирама и Фисбу называют античными Ромэо и Джульеттой.

Евгений волнуется. Никак не хотел давать перед спектаклем интервью. Артисты они такие, чувствительные и суеверные.

- А как же наши коллеги снимают интервью прямо перед выходом на сцену?

Этот вопрос убедил солиста. Раз надо для материала о любимом Донбассе, так надо. Хотя мы понимаем артиста. Он живет в Киевском районе. Там такие прилеты постоянно! Ведь рядом военкомат. Да и сейчас, пока мы в театре, слышен грохот разрывов. То ли ПВО работает, то ли "Хаймарсы". А может, и то и другое. Воспоминания ужасны, и он просил особо их не касаться. Но мы не удержались.

Евгений Удовин перед первым выходом волнуется. Но уже в образе. Фото: Юрий Снегирев

- Там все было пропахано минами. Идешь на остановку и не знаешь, вернешься домой или нет, - рассказывает Евгений. - Погибали и в автобусах, и в подземных переходах...

- Как это репетировать, а потом выступать прямо из-под мин?

- У каждого свой путь, предначертанный Господом. Я каждый день проходил перед военкоматом и видел сталеваров, грузчиков, водителей, которые записывались в ополчение. Думал пойти на фронт. Но артисты нужны и в военное время. А кто будет петь? Я ведь выступал, по сути, для этих ребят. Ведь душа хочет мира.

Открою маленькую тайну. Пока тенор добирался в театр на разбитых автобусах без стекол, его просквозило. Да так, что "сломал" голосовые связки. Это как для скрипача сломать руку. Несмыкание. Целый год восстанавливался. И вот - премьера.

Могучие стены выдержали и отступление, и освобождение. Выдержат и сейчас

При артобстреле эта сторона оперы наиболее опасна

Заместитель генерального директора Наталья Ковалева ведет нас по театру. Тут заблудиться можно. Выходим на сцену. В яме репетирует одинокая флейтистка. Стоит деревянная телега. Выкатили для премьеры "Дон Кихота". Сталинское здание было открыто 12 апреля 1941 года оперой Глинки "Иван Сусанин". А потом вы сами знаете что. Часть артистов эвакуировалась. Фашисты собрали остатки труппы и открыли свою оперу для дойче солдатен. Репертуар был европейским. "Аида", "Летучая мышь" и, как реверанс колабрационистам, "Запорожец за Дунаем". Назвали все это Front-oper Stalino. Фронтовая опра Сталино. Донецк раньше назывался Сталино. А ведь ненавидели само это имя.

Могучие стены выдержали и отступление, и освобождение. Выдержат и сейчас. Наталья Иосифовна ведет нас по лестнице, а потом откидывает ажурные, словно морская пена, французские шторы, а там от стекол осколки и вставлена фанера. А потом говорит:

- При артобстреле эта сторона оперы наиболее опасна.

Преодоление

Пирам разминался перед выходом. Распеваться за кулисами нельзя. Так он вертел запястьями, как пианист перед клавишами. Суфлер шепотом скомандовал на выход. И расфуфыренный и напудренный Пирам ступил на сцену. Не знаем, как он пел. Опера для нас, как дальний космос, - непостижима. Наверное, хорошо, потому что после каждой партии срывал овации. А мы смотрели на этого тенора с восторгом. Преодолел в этой жизни и страх, и горечь потерь, и болезнь. Выбрал Россию. Аплодисментов тут мало. Тут склонить голову неплохо. Ведь Донбасс Опера жива. Здесь тринадцать раз выступал Иосиф Кобзон во время военного положения - об этом сообщает памятная доска на фронтоне. Публика висела на люстрах. Буквально проводили знакомых на балкончики осветителей. А когда совсем было худо, платил из своего кармана зарплату артистам. Кому три тысячи, кому пять. Никто об этом не знает. Скажете, смешные суммы. Но это для Ла Скалы. А тут война без света, тепла и воды. О сосисках можно было только мечтать...

Через Тернии к сцене

4 октября 2014 года театр возобновил работу. Уже при новой власти - Донецкой Народной Республике. Открыл сезон под артиллерию. Спектакли шли только по выходным. И то, если не было обстрелов с той стороны. Но на репетицию артист явиться был обязан. Алена Чотий исполняет в "Пираме и Фисбе" партию клавесина. У нее маленький ребенок дома. Едет на представление, а сердце болит.

- Был случай, когда ракета попала прямо под подъезд, - говорит Алена. - А мне в театр. Лезла по завалам. Хорошо концертные туфли и платье на работе. А то какая бы я пришла!

Кровь и пот

Донбасс Опера - самый престижный зал на Донбассе. Как Колонный зал Дома союзов в Москве, откуда выносили и Сталина, и Жукова, и Брежнева. Из Донбасс Оперы выносили и Гиви, и Моторолу - героев Донбасса. Но когда выносили тело Ольги Качуры (позывной Корса), случилась трагедия. К главному входу доставили артиллерийский лафет, украшенный цветами. "Ждуны"-наводчики из многоэтажек передавали на укропские батареи момент выноса тела. И началось страшное. Взрывы, которые посекли колонны и выбили стекла. Убитые и раненые. Кровь на асфальте.

- Мы обратно внесли тело Корсы, - рассказывает зам генерального директора театра Наталья Ковалева. - Думали, проскочит. Опять начали церемонию. Опять прилеты. Отпевать ее должны были на кладбище с воинскими почестями и салютом. Тут батюшка и говорит: "Давайте, братья и сестры, попрощаемся тут". И, прячась за колоннами, все преклонили колени. Один батюшка стоял спиной к осколкам и, не боясь, читал молитву. По радио объявили, что прощание переносится на день в связи с обстрелами. Это была военная хитрость. А мы Корсу после отпевания вынесли через черный ход и погрузили в обычный катафалк. Так и живем. Так и умираем...

Детская балетная студия. Лягушата. Фото: Юрий Снегирев

Но не надо о грустном. Откинули линию фронта. Обстрелов меньше. Транспорт работает. На улицах пробки. Вот с водой не очень - по графику. Но это отдельная история. Надо отбить канал "Северский Донец - Донбасс". Так что все впереди.

А пока мы погружаемся в бархатные кресла Донбасс Оперы. Отключаемся от обстрелов, нехватки воды и других житейских неурядиц. Шахтеры - крепкие ребята. Не такое выносили вместе с женами, которым спектакли поважнее прилетов. И слушаем волшебную премьеру оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Дон Жуан". И, конечно, такого желанного "Щелкунчика". Билеты между прочим от 300 до 800 рублей. Не забудьте, в связи с отменой комендантского часа в новогоднюю ночь представление начинается в 17.00!