Самарцам представили "Щелкунчика", каким его видел П.И. Чайковский

Балет "Щелкунчик" давно стал новогодней традицией. Но всегда приятно, когда он еще и подарок - новый, яркий, запоминающийся, как добрая сказка, которая будет согревать больших и маленьких зрителей и после Рождества.
Александр Крылов

21 декабря на сцене Самарского академического театра оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича состоялась премьера эксклюзивной, как утверждает постановщик - худрук балетной трупы, заслуженный артист России Юрий Бурлака, редакции "Щелкунчика". Здесь воссоздали версию 1892 года, которую представили на сцене Мариинского театра. Тот самый спектакль, который видел присутствующий тогда на премьере Петр Ильич Чайковский. А потому только самарские зрители увидят фрагменты оригинальной хореографии, созданной Львом Ивановым, и только для них прозвучат два музыкальных номера из рукописей композитора, не исполнявшиеся ранее.

В нынешнем актерском ансамбле не только звезды, но и около полусотни детей - учащихся Самарского хореографического училища. Чтобы артистам хватило сил отыграть 23 спектакля до 12 января (а их число планируют даже увеличить, такой большой спрос), подготовили восемь составов танцовщиков.

"Дети в этой постановке впервые занимают такое же серьезное место, как и взрослые. Они танцуют четверть спектакля - это маленькая Клара и ее друзья, приходящие с родителями на рождественскую елку. Я как художественный руководитель училища очень рад был предложить им такую серьезную работу совместно с театром", - рассказывает Юрий Бурлака и добавляет, что восстановить спектакль XIX века в веке нынешнем ему позволил глубокий анализ исторических документов.

"Во многих архивах, библиотеках, системах записи танцев сохранились эскизы декораций, костюмов, либретто, многочисленные свидетельства современников. Но, конечно, это не совсем тот спектакль, который видели Петр Ильич Чайковский и Мариус Петипа. Это лишь образ театра XIX века - русского Императорского балета. Изменилась фактура ткани, свет, изменились фактуры тел танцовщиков, но собранные многочисленные детали дают возможность восстановить и хореографию, и образ спектакля XIX века", - рассказал постановщик.

Изначально Чайковский работал над этим балетом совместно с великим балетмейстером Мариусом Петипа. Именно он сделал подробный план-заказ и балетмейстерскую экспозицию. Однако Петипа тяжело заболел, и постановку осуществил второй балетмейстер Мариинского театра - Лев Иванов.

В числе первых на сказочного "Щелкунчика" в волшебных декорациях (художник Андрей Войтенко) и костюмах (Татьяна Ногинова), выполненных по эскизам 1892 года, посмотрели семьи участников СВО. По поручению главы региона на благотворительные показы приглашены близкие защитников Отечества со всей Самарской области. Билеты на спектакль они получили в подарок.

Справка "РГ"

"Щелкунчик" в эти каникулы пройдет на сценах не только Большого и Мариинского театров, но и на Приморской сцене питерского балета во Владивостоке, а также в Пермском театре оперы и балета, где, как утверждает его автор Алексей Мирошниченков, тоже восстановлена классическая версия спектакля. В Самарском же театре в разные годы было представлено пять постановок балета.