Это лишь малая часть системы, помогающей персоналу не думать о "хлебе насущном".
Про транспорт
Говоря о транспорте, важно напомнить о размерах производственной площадки в Тольятти в 600 с лишним гектаров и более 20 проходных. И завод обеспечил транспортом каждый из КПП. Предприятие выстроило такую схему перевозок, благодаря которой каждый из его работников имеет возможность добраться именно до той проходной, что находится ближе всего к его рабочему месту.
Доставка и отправка персонала осуществляется в трехсменном режиме. При этом к самым многолюдным проходным на южной стороне автозавода подаются автобусы всех действующих на данном направлении маршрутов. Другими словами, здесь у вазовцев нет необходимости дожидаться нужного транспорта на остановке, это автобусы ждут их после работы. А теперь, когда у завода есть необходимость в сверхурочных работах и в организации дополнительных смен по субботам, перевозки специалистов выполняются с учетом всех этих отклонений.
Стоит отметить, что помимо грамотного построения транспортного обслуживания сотрудников завод позаботился и о снижении их затрат на дорогу. Он ежемесячно выплачивает каждому компенсацию проезда в общественном транспорте. Она входит в общую сумму спецдоплаты за работу на предприятии и ежегодно индексируется.
Кроме того, АвтоВАЗ активно занимается и созданием удобной и безопасной инфраструктуры пассажирских перевозок. Один из самых "свежих" примеров тому - реконструкция посадочной площадки у КПП N2, что расположена в непосредственной близости у вазовской поликлиники. Здесь завод постарался учесть пожелания и своих работников, и водителей маршрутных автобусов, и тех заводчан, кто ездит на работу на личных автомобилях.
Про питание
О масштабах организации питания на АвтоВАЗе отчасти могут свидетельствовать такие данные. В день за обеденные перерывы во всех упомянутых выше 40 столовых получают горячее питание более 24 тысяч работников завода, в том числе 18 тысяч человек в первую смену, 4 тысячи - во вторую и 2 тысячи - в третью. Этот процесс обеспечивают 224 повара, 202 человека вспомогательного персонала (мойщики, уборщики, грузчики) и 22 пекаря и кондитера. В кондитерском цехе в сутки выпекается более 24 тысяч единиц разнообразной выпечки.
За месяц для приготовления блюд в вазовских столовых необходимо 44 тонны мяса, 48 тонн овощей, 8 тонн рыбы, 12 тонн муки, 10 тонн сахара. Кроме того, за то же время заводчане съедают около 20 тонн хлеба, 5,2 тонны сметаны и 4 тонны других кисломолочных продуктов.
Подрядчиком АвтоВАЗа по организации питания в заводских столовых является крупная российская компания. Она стала победителем конкурса, предложив заводу широкий ассортимент блюд по приемлемым ценам.
Вазовцам на выбор предлагаются три способа питания - через линию раздачи со свободным выбором блюд, комплекс двух видов с предварительным накрытием столов и диетическое поддерживающее питание. В меню - первые и вторые блюда из мяса птицы, свинины, говядины, рыбы. Также обязательно учитывается сезонность. Ассортимент блюд включает в себя овощи, характерные для данного сезона. А во время Великого поста в меню свободной раздачи вводятся постные блюда.
Ну и самый важный аспект - цены. Стоимость полноценного обеда из трех блюд плюс напиток и выпечка в любой из столовых АвтоВАЗа будет составлять с 1 января 2025 года 247 рублей. Лишь 14 процентов этой суммы оплачивает работник, что составляет в абсолютных цифрах чуть больше 34 рублей, остальное компенсирует завод. А для тех, кто трудится в третью смену, горячее питание и вовсе предоставляется бесплатно.
Про контроль
И перевозки работников, и их питание находятся под постоянным контролем АвтоВАЗа. А главным действующим лицом в этом процессе выступает комиссия рабочего контроля в составе первичной профсоюзной организации. Опоздал какой-то автобус или борщ подали на обед чуть холоднее обычного - все это буквально в течение ближайшего рабочего дня становится известным представителям КРК. А ее члены уже выясняют причины и принимают меры по исправлению отклонений и по их профилактике в дальнейшем.
Вообще же и транспортное обслуживание, и питание на АвтоВАЗе зачастую являются поводом для зависти работников других предприятий города и в особенности за его пределами. Ну а для тех, кто стоит перед выбором, куда пойти работать, это становится решающим фактором визита в отдел кадров автогиганта.