О том, чем театр для подростков отличается от театра для взрослых, и как подобрать ключик к тем, кто непросто идет на контакт, мы поговорили с директором и вдохновителем "Театрального проекта 27" Наталией Сергеевской.
Буквально в каждом театре можно найти что-то для подростков. Что стало импульсом для создания отдельного театра?
Наталия Сергеевская: Это сейчас спектакли для этой аудитории стали хайповой темой: все стараются обратить внимание на подростков. Но когда мы начинали пять лет назад, в 2019-м году, этого практически не было. Театр начинается с чего-то очень личного, и у меня он начался с кризиса: я долго работала в гостеатре и в какой-то момент поняла, что мне нужен другой воздух. Как раз начали появляться такие проекты, как Большой детский фестиваль, Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров, где я сейчас работаю. Мне очень нравились такие режиссеры, как Иван Пачин, Юлия Каландаришвили, Владислав Тутак… Тогда это были еще никому не известные имена, не то что сейчас. Там, где я работала, у меня не было полномочий предложить им поставить спектакль, и тогда я решила создать свой театр…
Чем театр для подростков отличается от театра для взрослых?
Наталия Сергеевская: Темами, которые мы поднимаем в наших постановках, героями и проблемами. Театр - это как кафедра жизни: разговор о высоких моральных ценностях или нечто подобное. Мы же берем очень жизненные вещи. Как выбрать профессию? Что делать, если у тебя умер друг? Как вести себя, если в доме появился новый член семьи? Что делать, если ты влюбился? Как быть, если ты столкнулся с травлей? Когда с подростком говоришь о важных для него проблемах, отвечаешь на эти вопросы не нравоучением, то он откликается.
Вы работаете по принципу Театра Наций, у вас приглашенные актеры и режиссеры. Кто может поставить спектакль у вас?
Наталия Сергеевская: Сейчас у нас три режиссера-резидента: Иван Пачин, Юлия Каландаришвили, Владислав Тутак. Но мы приглашаем и других режиссеров, стараемся давать работу молодым. Например, Дмитрий Мульков поставил у нас рок-спектакль "Ключ от 505-й". Формально он об опыте игры в рок-группе самого режиссера. Спектакль номинирован на Национальную театральную премию "Арлекин". И впереди у него поездка на фестиваль "Маршак". А еще мы выпустили музыкальный альбом по этому спектаклю.
А артисты собираются под проект, у нас открытый кастинг. Мы не гонимся за именами, мы рады дать возможность попробовать себя молодым и талантливым.
У вас в репертуаре нет классики, почему так?
Наталия Сергеевская: В манифесте театра написано, что мы не ставим классику, но всегда есть исключения. У нас был спектакль, где мы говорили про "Обломова" и "Ромео и Джульетту" и играли его в баре. Классика не обижена, ее много ставят в других театрах, а вот с современной литературой не сказать, что постоянно работают. У нас в театре несколько генеральных линий. Мы как раз любим хорошую современную литературу для подростков и стараемся особое внимание уделять российским авторам. Им сегодня безумно важно оказаться на театральной сцене, это позволяет книге и автору стать популярнее. Мы всегда продаем книги перед спектаклем. Сейчас у нас идут две постановки по произведениям Кристины Кретовой: "Лина-Марлина" и "Кот тут главный". В 2025 году нас ждет премьера по повести Анастасии Строкиной "Кит плывет на Севере", этот спектакль мы ставим в Москве.
Зато у вас есть опыт, когда сначала появился популярнейший спектакль, а уже потом вышла книга…
Наталия Сергеевская: Да, было такое. Это второе наше направление - рассказывать биографии людей. Наш театр начался с байопика "Сочинение про Джобса" Ивана Пачина, который в 2020 году стал лауреатом Международного Большого детского фестиваля в номинации "Лучший спектакль для подростков". Меня задел тот факт, что Джобса уволили из собственной фирмы, и мы с Пачиным решили рассказать его историю.
А успешная постановка, которую вы упомянули, - это моноспектакль Олега Липовецкого "Жирная Люба" по мотивам его же повести "Жизнь номер один". Спектакль о поиске себя в этом мире, о преодолении невзгод на разных этапах взросления. Это суперзвездный спектакль, билеты уходят еще на предзаказе за несколько минут.
В фильмах в таких случаях пишут "основано на реальных событиях". А вы, получается, раскрываете некоторые травмирующие моменты жизни…
Наталия Сергеевская: Истории, где режиссеры вскрывают свою боль, пользуются успехом у подростков, они близки им, многие переживают как раз сейчас эти моменты. Так они проговаривают свои проблемы, это такая психотерапия. Например, в спектакле "Фабрика по изготовлению вундеркиндов" Анны Морозовой мы говорим на тему вечной гонки: быть первым в музыке, спорте или еще в чем-то. Это очень больная тема для подростков, ведь зачастую это гонка родителей, а не детей.
Есть еще спектакль-легенда, где мы соединили "Гамлета" и семейную историю - "Принц в корзине". Он основан на реальной истории режиссера Владислава Тутака, где папа - профессиональный баскетболист и титулованный чемпион, а сын витает в облаках, мечтая о театре…
Еще у вас идет спектакль "Педсовет", где актеры - реальные учителя. Подросткам такое разве интересно?
Наталия Сергеевская: Для школьников учитель - это функция, а мы рассказываем о том, что учитель - живой человек. После спектакля дети признаются, что по-другому посмотрели на учителя. Это еще одно направление, которые мы планируем развивать: тема горожан, профориентация.
Еще у нас есть просветительский спектакль - "Краш в сердце", где мы говорим с подростками про первую любовь и половое воспитание в форме игры. На него целыми классами приходят. Важно говорить об этом с подростками, не все родители могут это сделать.
А необычной формой можно заинтересовать эту аудиторию?
Наталия Сергеевская: Как раз работаем надо одним иммерсивным спектаклем на небольшую аудиторию, между прочим, по классике - "Шинель" Гоголя. Спектакль будет идти в формате чаепития: 40 человек за накрытым столом будут слушать историю интеллигентной петербургской бабушки, которая когда-то была возлюбленной Акакия Акакиевича. Поговорим и про "маленького человека", и про брендовую одежду…
У нас много интересного в планах. Например, рэп-постановка про лицейские годы Пушкина с гаррипоттеровской атмосферой. Иван Пачин придумал спектакль "Концерт по физике". Еще будем про скейтбордистов рассказывать. Проблем с идеями нет, были бы средства… Будем подаваться на гранты.
Кстати, о проблемах. В этом году театр наконец-то обрел свой дом. Стало легче?
Наталия Сергеевская: И да, и нет. При таком объеме репертуара - сейчас у нас 18 спектаклей - мы уже просто не могли играть на съемных площадках. Теперь у нас появилась постоянная команда: свой свет, свой звукорежиссер и монтировщик. Но есть и другая сторона - это пространство нужно обслуживать: убирать, чинить, бесконечно что-то исправлять. Мы все еще находимся в стадии достройки театра… У нас в помещении было очень холодно, пришлось закупить обогреватели, так как батареи мы сможем установить только летом. Практически весь заработок театра уходит либо на долги, либо на обустройство нового пространства. Свой дом - это еще один вызов для нас. Я очень педантично отношусь к приему зрителей, стараемся создать атмосферу. Зимой вот варим безалкогольный глинтвейн.
В Москве цены на билеты кусаются и даже на детские спектакли доходят до 6000 за билет. А как у вас?
Наталия Сергеевская: У нас зал на 100 человек, и ценовой диапазон на билеты - от 1000 до 2500. И это дорого для Санкт-Петербурга, так как в какой-нибудь ТЮЗ здесь можно сходить за 350-400 рублей. Но мы стараемся придумывать программу лояльности для наших постоянных зрителей.