Самолет выполнял рейс J28243 из Баку в Грозный. Как указали в Росавиации, по предварительной информации, самолет столкнулся со стаей птиц. "После столкновения с птицами, из-за возникшей нештатной ситуации на борту воздушного судна его командир принял решение идти на запасной аэродром - им был выбран Актау", - заявили в Росавиации. В аэропорту Грозного сообщили, что не могли принять борт из-за тяжелых метеоусловий. В связи с туманом самолет был перенаправлен в Махачкалу, однако и в столице Дагестана погода не позволила осуществить посадку. Рейс был перенаправлен в Актау: Над восточным побережьем Каспийского моря пилот самолета объявил аварийную ситуацию с посадкой в Актау. Крушение произошло в трех километрах от аэропорта. Диспетчеры сделали все, чтобы принять самолет, но он недотянул.
На кадрах видеозаписи трагедии видно, что самолет начал плавное снижение, после чего попытался совершить поворот. Через несколько секунд он столкнулся с землей, а спустя мгновения раздался взрыв. Корпус самолета получил серьезные повреждения, на борту начался пожар. Воздушное судно было разорвано пополам, задняя часть перевернулась. На место крушения незамедлительно прибыли спасательные службы Казахстана, которые оперативно локализовали пожар и оказали первую помощь пострадавшим. В республике создана государственная комиссия по расследованию причин катастрофы.
Как только стало известно о крушении, жители Актау и Астаны стали сдавать кровь для пострадавших. Российская компания "Аэрофлот" выразила готовность помочь "Азербайджанским авиалиниям" в перевозке родственников погибших и пострадавших пассажиров рейса J28243.
После катастрофы президент Азербайджана Ильхам Алиев срочно отменил поездку в Санкт-Петербург, где должен был принять участие в неформальном саммите глав государств СНГ. О катастрофе президент Азербайджана узнал, когда находился в полете. Он дал указание немедленно развернуть свой борт и вернулся в Баку. По поручению Алиева в Актау была направлена делегация представителей правительства Азербайджана для изучения обстоятельств случившегося. AZAL приостановила рейсы из Баку в Грозный и Махачкалу до завершения расследования.
В Следственном комитете России по факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по признакам нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. "Следователем организован комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств, причин и условий произошедшего", - говорится в сообщении ведомства.
По согласованию с руководством Казахстана в Актау вылетел самолет МЧС России с медицинским персоналом и необходимым дополнительным оборудованием. На борту специалисты Федерального центра медицины катастроф, анестезиологи-реаниматологи, хирурги, нейрохирурги, травматологи-ортопеды.
Президент России Владимир Путин в связи с трагедией выразил соболезнования Ильхаму Алиеву. На открытии саммита глав стран СНГ Путин от имени всех лидеров озвучил слова соболезнования семьям погибших и выразил надежду на скорейшее выздоровление всех пострадавших. Одними из первых соболезнования в связи с катастрофой выразили президент Сербии Александр Вучич, президент Беларуси Александр Лукашенко, премьер Армении Никол Пашинян и президент Киргизии Садыр Жапаров.
В аэропорту Грозного, куда изначально направлялся самолет, был развернут оперативный штаб. "Как только получили сообщение, было дано указание главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, мы организовали штаб в аэропорту им. Ахмата Кадырова, - сообщил председатель комитета правительства Чечни по предупреждению и ликвидации последствий ЧС Али Абдуллаев. - Здесь работают все оперативные службы, специалисты Центра медицины катастроф, министерства здравоохранения, с родственниками пострадавших работают психологи".
Вадим Лукашевич, авиаэксперт, экс-конструктор ОКБ "Сухой":
- Когда летит стая птиц, то помимо попадания в воздухозаборник они могут повредить оперение самолета: киль, предкрылки, закрылки, стабилизатор, которые напрямую влияют на управление. И на видео перед падением заметно, что у самолета очень большие проблемы именно с управлением: он то набирает высоту, то начинает пикировать, потом как-то выравнивается, потом у него возникает крен. Это говорит о том, что летчики боролись до последнего. И если бы у них был больше запас высоты и времени, может быть, что-то и получилось бы.
В момент приземления самолет находился уже параллельно земле, но так как вертикальная скорость была высока, он ударился так сильно, что у него отвалилась хвостовая часть, что в общем-то спасло людей, сидящих сзади. Вообще хвост - это самое безопасное место самолета. Именно поэтому бортовые самописцы располагают там - при катастрофах хвостовая часть сминается меньше либо просто отваливается.
Уводить самолет в море было бы неразумно, так как вода не просто не мягче, она гораздо опаснее: волны как крупнозернистая наждачка раздирают самолет, и эвакуация на воду гораздо проблематичнее, чем даже при пожаре на земле. Так что в данном случае посадка в поле была самой безопасной.
"Людям, конечно, страшно не повезло. Полет из Баку в Грозный - это фактически вдоль западного побережья Каспийского моря по прямой. И получается, что если в Грозном туман, то и в Махачкале может случиться сплошной туман или сплошная облачность, поэтому было принято грамотное решение уходить на другую сторону Каспия - на видео заметно, что видимость там прекрасная", - пояснил Лукашевич.
В СМИ появилась также версия о взрыве кислородного баллона на борту самолета. Лукашевич отнесся к ней скептически.
"В салоне нет кислородных баллонов, в смысле каких-то постоянных запасов кислорода. В маски для пассажиров кислород подается не из какого-то резервуара, а благодаря химической реакции. Когда маска выпала, человек ее на себя потянул и тем самым запустил химический процесс, в результате которого выделяется кислород, которого хватит минут на 5-10", - пояснил специалист.
Криминалистам предстоит проанализировать все найденные остатки и бортовые самописцы и только потом можно будет выяснить настоящие причины трагедии.
Подготовила Мария Кузнецова
Azerbaijan Airlines (AZAL) является флагманским авиаперевозчиком Азербайджана. Компания осуществляет перелеты в более чем 55 пунктов назначения. Парк представлен по меньшей мере 20 воздушными судами, в число которых входят самолеты Airbus, Boeing и Embraer. За все время с момента основания компании в 1992 году произошло лишь несколько авиакатастроф с ее самолетами.
Embraer E190 - гражданский, среднемагистральный самолет, разработанный в Бразилии. Разработка данной модели началась в 2000-х годах, а производство и эксплуатация берет начало с 2006 года. Длина лайнера составляет 36,2 метра, размах крыла - 28,7 метра. Дальность полета - 4260 километров, максимальная взлетная масса - 51 тонна. Крейсерская скорость - порядка 890 километров в час. Количество кресел в среднем составляет 100 мест. Рейтинги международных авиакомпаний оценивают модель как надежную. Наиболее часто эту модель закупают американские перевозчики. Самыми безопасными местами в Embraer E190 считаются места в середине салона, так как они находятся дальше от носа и хвоста, где могут возникать более сильные удары при аварийной посадке.
В 2010 году Embraer E190 авиакомпании Henan Airlines, выполнявший рейс из Харбина в Ичунь, потерпел крушение на подлете к аэропорту из-за тумана. 44 из 96 человек, находившихся на борту, погибли. Для Embraer E190 это была самая крупная авария с потерей корпуса самолета и смертельным исходом. Расследование показало, что экипаж не соблюдал процедуры безопасности при выполнении полетов в условиях плохой видимости. В 2013 году на полпути полета из Мапуту (Мозамбик) в Луанду (Ангола) Embraer E190 потерпел крушение в Национальном парке Бвабвата в Намибии, погибли все 27 пассажиров и 6 членов экипажа. Следствие обвинило в случившемся пилота. В 2017 году борт авиакомпании Aeromexico Connect Дуранго - Мехико после взлета столкнулся с внезапным сдвигом ветра, быстро потерял скорость и высоту и жестко приземлился на взлетно-посадочную полосу, потеряв двигатели. Самолет загорелся, однако все 103 человека на борту выжили, 39 получили травмы.
Подготовил Глеб Сотников
Павел Зайцев, председатель Московской коллегии адвокатов "Павел Зайцев и партнеры", член президиума Национального антикоррупционного комитета:
- По общему правилу в случае авиакатастрофы ответственность несет авиаперевозчик. Он обязан страховать все рейсы, а также жизнь и здоровье пассажиров, летящих этими рейсами. То есть в данном случае это Азербайджан. Скорее всего, все выплаты будут производить страховые компании, с которыми заключен договор у Azerbaijan Airlines. Но есть одно но: если в ходе расследования уголовного дела - а я думаю, что оно будет однозначно возбуждено - выяснится, что возникли какие-то непредвиденные обстоятельства именно на территории Казахстана, то тогда частично ответственность могут возложить и на Казахстан. Но это только в случае установления, что виновное в катастрофе лицо действовало с территории Казахстана. Если же речь о несчастном случае, бортовой неисправности или вине пилотов, то все издержки лягут на страховую компанию азербайджанской стороны. При всех случайных обстоятельствах (например, стае птиц, спровоцировавших катастрофу) выплаты будут обеспечены авиакомпанией, если не будет установлено злого умысла со стороны людей, находившихся на казахстанской территории. Соответственно, родственникам погибших и пострадавших придется обращаться в страховую компанию, сотрудничающую с Azerbaijan Airlines.
Но сначала надо обратиться в авиакомпанию и посмотреть, что она ответит: люди, скорее всего, не знают, какая там страховая фирма. Иногда бывает, что авиакомпания может взять на себя выплату пострадавшим части компенсации.
Подготовил Владислав Шабловский
Серийный номер борта, разбившегося под Актау - 630, собственное имя - "Гусар". Самолет считается достаточно надежным: по данным ресурса airfleets.net, за время его эксплуатации с 2006 года и до сегодняшнего дня произошло всего шесть аварий при посадке и две авиакатастрофы с жертвами. В парке Azerbaijan Airlines - семь Embraer 190AR. Самолеты с регистрационными номерами 4K-AZ64, 4K-AZ65 (потерпевший крушение), 4K-AZ66 и 4K-AZ67 совершили свой первый полет с июля по сентябрь 2013 года, то есть это достаточно новые машины. Бразильский производитель Embraer является третьим по величине в мире и занимает примерно 10 процентов в мировом выпуске гражданских лайнеров. Он специализируется на небольших, экономичных самолетах для местных авиалиний. Даже в США, где традиционно доминирует Boeing, Embraer нашла свою нишу: к концу десятилетия авиакомпания American Airlines планирует полностью перейти на эти самолеты (правда, младшей, 175-й модели). Embraer используют для рейсов в "сложные" аэропорты с короткими взлетно-посадочными полосами. Как утверждает CNN, в Лондон-Сити, который отличается довольно крутым углом захода на посадку, до 85 процентов используемых воздушных судов именно этой фирмы.
Подготовил Георгий Пархоменко
По данным экспертов, в базе данных по безопасности полетов за последние семьдесят лет хранится информация более чем о сотне столкновений воздушных судов с различного вида птицами. Об этом рассказал "РГ" генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко.
- И это только зарегистрированные события, - замечает эксперт. - А сколько столкновений раньше вообще не регистрировалось. Мы неоднократно писали об обеспечении орнитологической безопасности в аэропортах и приводили примеры того, как с "птичьими" рисками борются за рубежом. Это и распугивающие более мелких птиц орлы, и использование ружей, и специальные громкоговорители с пугающими птиц звуками, и ультразвуковые установки, не слышимые человеческому уху, но распугивающие птиц. Да вы и сами видите "запятые", вращающиеся в центре воздухозаборников двигателей самолетов - они тоже должны отпугивать птиц. Кроме этого, на самолетах при взлете и посадке - вне зависимости от времени суток - включаются фары. Пожалуй, самая нашумевшая и, к счастью, благополучно завершившаяся история столкновения с птицами случилась в январе 2009 года. A320-214 авиакомпании US Airways выполнял рейс по маршруту Нью-Йорк - Шарлотт - Сиэтл, но всего через 1,5 минуты после взлета столкнулся со стаей канадских казарок. Отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолет на реку Гудзон в Нью-Йорке.
Подготовила Наталия Ячменникова