Как единственный в Беларуси фарфоровый завод готовит новогодние изделия
- Это "Зимний лес" - одна из наших первых новогодних коллекций, выпущенная в 2020-2021 годах. Рисунки с оленями, зайцами и заснеженными елями пришлись по душе покупателям. Среди новинок - сюжеты со снегирями и другими птицами, ассоциирующимися с зимними праздниками. Мы внимательно следим за модой и каталогами конкурентов. Новый дизайн проходит строгий худсовет.
Замечаем на одной из полок фарфоровую посуду с драконами - символом уходящего года. Закономерно ищем и свежие "змеиные" сюжеты, но узнаем, что на заводе решили змей в посуду покупателям "не подкладывать". Зато любой желающий может приобрести статуэтку кобры. Художник-скульптор Анна Калита делится с нами тонкостями процесса:
- Сначала делаем модель из скульптурного пластилина, потом по ней отливается гипсовая форма, в которую тоже заливают гипс. После зачистки такая фигурка выглядит почти как фарфоровая. Затем наступает черед пробного готового изделия, которое тщательно изучается и только после этого запускается в производство.
Говоря о новогодних коллекциях, Анна Валерьевна отмечает:
- На разработку новых рисунков для цифровой печати и деколя уходит от двух дней до двух недель. Все зависит от вдохновения художника. Утверждается перечень ассортимента, художники-дизайнеры делают демоверсию.
Стоимость готового изделия зависит от сложности рисунка. Если нужно сделать позолоту по краю тарелки, то ее необходимо еще раз обжечь. Затраты выше, но и результат выглядит "богаче".
Мишки едут в Россию
Пока дизайнерские новинки завоевывают любовь покупателей, хиты прошлых лет уверенно почивают на лаврах. Прочно завирусившаяся у блогеров линейка "Рождественский вечер" уже не первый год неизменно сходит с конвейера даже летом. 63 000 тарелок, салатников и чашек этой коллекции выпущено только лишь с начала января, из них 7000 уже готовятся занять почетное место на столах россиян. Мишки вольготно лежат под пледами у камина, олени отдыхают у елок, а котята выглядывают из рождественских носков - вечные интернациональные сюжеты. Да и карта экспорта предприятия простирается далеко за пределы Беларуси. Внутренний рынок занимает лишь 30 процентов от всех продаж, а помимо десятков регионов России или Казахстана Рождество и Новый год будут встречать с белорусским фарфором даже в Германии. Алла Харибина признается:
- Перед Новым годом заказчики буквально дерутся за нашу посуду, звонят и по выходным. Расширяется и торговая сеть. Фирменные магазины есть в Минске и Гомеле. В декабре к ним добавляется Витебск, а в перспективе и Брест.
Чего не умеет машина
Раньше фарфоровые заводы в основном использовали для нанесения рисунков деколь - печатные оттиски для последующего сухого переноса на посуду при помощи высокой температуры. Современные технологии со временем привнесли в процесс и возможности цифровой печати. Специальная машина пропускает через себя около 4 тысяч изделий в сутки. Тарелки покрывают специальным раствором, который после обжига образует дополнительный слой глазури. Именно по нему автоматика и наносит декор.
Но и труд человека на производстве в особой цене. Очередную новогоднюю змейку увлеченно расписывает золотосодержащей краской живописец Елена Калесникова, через руки которой с 1988 года прошли уже десятки тысяч фарфоровых изделий. Не отрываясь от процесса, знакомит с нюансами работы:
- Чтобы краска не стиралась, ее разбавляют скипидаром и добавляют канифольное масло. Даже до обжига такой рисунок уже сложно повредить. Сейчас расписываю новогодние игрушки. На каждую уходит минут 10, а вот роспись большой вазы может и целый день отнять.
Елена Калесникова верит, что спустя годы такие статуэтки будут особенно цениться за качество и уникальность. Машина может делать много и быстро, но только рука художника превращает каждое фарфоровое изделие в особенное и не похожее на другие.
Все для покупателя
Когда-то в СССР было 54 фарфоровых завода. Сейчас похожее крупное производство, помимо белорусского Добруша, можно отыскать разве что в российском Дулеве. За рынок СНГ решительно борется родина фарфора - Китай. Начальник художественной лаборатории Алла Харибина убеждена, что свое нам ближе:
- Все сырье сейчас добывается на территории Союзного государства. Мы тщательно следуем ГОСТам и следим за тем, чтобы продукция была экологически чистой. Да и сюжеты стараемся подбирать под отечественный менталитет.
Уходя, окидываем взглядом стеллажи с посудой, словно сошедшей с советских открыток: тарелка с мишкой или снегирями уверенно попадает в список предновогодних покупок.