Анна Кононова: Наиболее ценное в миссии современного музея - воспитывать людей
Более 300 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из богатых собраний Национального художественного музея Беларуси и Государственного Русского музея впервые представлено в Минске на одной площадке. До этого, напомним, выставку успели увидеть гости Мраморного дворца Государственного Русского музея на Х Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур. Куратором от белорусской стороны стала генеральный директор Национального художественного музея Анна Кононова. Поговорили с ней о возможностях и новых проектах, нравственных началах в искусстве и времени, которого всегда чуть-чуть не хватает.
Анна Владимировна, выставка "Россия - Беларусь. Пересечение судеб" была задумана чуть менее года назад. И реализовали вы ее в рекордно короткие для подобного проекта сроки. Чем обусловлена такая скорость?
Анна Кононова: Мы с Аллой Юрьевной Маниловой (директором Государственного Русского музея. - Прим. ред.) стремились успеть к юбилейному Санкт-Петербургскому международному форуму объединенных культур, и мы это сделали. Сама идея подобной экспозиции, казалось бы, давно лежала на поверхности, но на таком уровне она действительно воплощена впервые. Понятно, что с Государственным Русским музеем у нас и ранее развивалось сотрудничество в самых разных плоскостях, но столь масштабного проекта не было за всю нашу историю никогда. Причем нужно понимать: это все экспонаты первого ряда, мировые шедевры. И здесь отдельно хотелось бы отметить труд наших реставраторов. Перед тем, как отправить работы из фондов НХМ в Санкт-Петербург для экспонирования в Мраморном дворце, реставраторами было подготовлено большое количество произведений, проведена серьезная работа над обновлением фондов - это действительно огромный и часто незаметный для широкой публики труд. Зрителю кажется, что любое произведение искусства можно запросто взять, куда-то отправить и легко там показать. Но в музейной практике все прекрасно понимают: пока вещь не подготовлена для экспонирования, не проведены работы по консервации или реставрации, ее нельзя показывать, тем более на крупных международных площадках.
В этом году Национальный художественный музей Беларуси отметил 85-летие. Готовы подвести итоги юбилейного года?
Анна Кононова: Год получился очень насыщенным. Не буду скрывать: усталость есть, но она приятная. В первую очередь потому, что я осознаю, сколько всего было сделано в 2024-м. Мы провели большое количество проектов и мероприятий, в том числе международного формата. По-прежнему зреют планы по обменным выставкам, в том числе с Российской Федерацией. Часть из них мы уже осуществили согласно подписанным соглашениям и меморандумам о сотрудничестве. Хочется также добавить, что музейное дело ни в коем случае нельзя воспринимать через узкие функции сохранения, возрождения и атрибуции, которые, безусловно, являются важными для становления культурно-исторического наследия страны. Самое главное и ценное в миссии музея сегодня - воспитывать людей, нацию, ее чувства, призывать к самому лучшему и светлому. В том числе этому был посвящен один из самых главных проектов уходящего года - "Белорусский народный: код национального качества. Шедевры народных художников из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь". Это масштабная передвижная выставка, связанная с именами народных художников Беларуси. Презентация состоялась в "Культурной столице Беларуси-2024" Белыничах, а чуть позже ее увидели жители Витебска, Гомеля, Гродно. Продолжатся художественные "гастроли" и в 2025 году.
Слышала, скоро возобновятся работы по строительству музейного квартала, а значит, появятся и новые возможности, и новые площади...
Анна Кононова: На самом деле работа ведется постоянно, возможно, она опять-таки просто не слишком заметна для наших гостей и посетителей. Музейный квартал будет завершен - это совершенно точно. Вся работа в активе.
Что еще в активе, но при этом не на виду у публики?
Анна Кононова: Например, работа по закупке произведений искусства, формированию коллекций. К слову, в этот юбилейный для музея год часть художников преподнесла нам свои работы в дар. В частности, пейзажист Семен Доморад одну работу уже подарил, другая сейчас в процессе отбора. Сын Юрия Карачуна Александр подарил портрет отца кисти художника Ткаченко, скоро организуем церемонию передачи полотна. Четыре произведения подарила Мария Исаенок. Дары музею, кстати, преподнесли не только художники, искусствоведы, исследователи, но и представители науки: Григорий Шауро, Александр Локотко.
А сами давно брали в руки кисть? Все-таки административная работа наверняка отражается на времени, которое вы сейчас посвящаете живописи.
Анна Кононова: Никогда кисть не оставлю, но вы правы: работаю не так часто, как хотелось бы. Сейчас у меня период влюбленности в музей. Я человек ответственный, поэтому если влюбляюсь, то надолго. Пока есть силы и доверие со стороны государства, буду работать на благо музея. Этот музей того стоит.
Представляясь незнакомым людям, что говорите: вы художник или директор музея?
Анна Кононова: В первую очередь позиционирую себя как художника. Это мое призвание, я получила серьезную профессиональную подготовку и прошла долгий путь. Должность генерального директора Национального художественного музея Беларуси - это, безусловно, высокая честь. Кому-то дается путь только в одной стезе. А меня Бог ведет так, что я живу несколько профессиональных жизней одновременно в одной земной. Несу этот крест и как радость, и как испытание. Так что я человек сложно скроенный.
Новый год как проведете?
Анна Кононова: Как и всегда: буду стремиться встретиться с семьей, но опять вряд ли это получится. Выпивание шампанского с пеплом на скорость я не практикую. Люблю встречать Новый год камерно, с родными. На главную площадь к елкам и фейерверкам не ходим. Жизнь сейчас и так слишком бурная, активная, публичная. Поэтому, когда встречаемся с близкими, хочется просто поговорить: о жизни, об искусстве, о чем-то совершенно обыкновенном и ежедневном. Этого и пожелаю всем читателям: простого человеческого счастья!