В середине декабря в Керченском проливе потерпели крушение танкеры с мазутом "Волгонефть 212" и "Волгонефть 239". В районе ЧП произошел разлив топлива. Нефтепродукты вынесло на берег, загрязнение растянулось на 54 км. Ространснадзор установил, что оба судна находились в Керченском проливе в нарушение ими сезонных ограничений на плавание в акватории.
Председатель Общественного совета при Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), статс-секретарь Экологической палаты России Вадим Петров отметил, что разлив мазута в этой области может нанести значительный ущерб морским экосистемам, прибрежной зоне и туристической отрасли. При этом окончательные цифры станут известны после завершения комплексных экологических исследований.
"По данным научных исследований, экологические последствия разливов нефти могут быть длительными. Например, исследование последствий аварии танкера Exxon Valdez в 1989 году на Аляске показало, что экосистеме понадобилось более 20 лет для полного восстановления. В случае с Анапой при должной работе по ликвидации последствий и восстановлению экосистем время восстановления может быть сокращено до одного или нескольких лет", - говорит он.
Курортный сезон 2025 года на черноморском побережье вряд ли окажется под угрозой, если будут качественно предприняты оперативные меры по очистке акватории и береговой линии, считает эксперт.
"Возможность безопасного купания на черноморских курортах будет зависеть от ряда факторов, включая масштабы разлива, скорость и эффективность ликвидационных работ, а также результаты мониторинга качества воды. Если ответственные службы справятся с ситуацией оперативно и эффективно, то риски могут быть сведены к минимуму. Безусловно, туристы могут отказаться от посещения загрязненных районов, опасаясь за свое здоровье и качество отдыха. Аналогичные ситуации наблюдались в других странах. Так, после разлива нефти в Мексиканском заливе в 2010 году туристический поток в некоторые прибрежные районы США снизился на 20-30 процентов в течение первых лет после аварии. Однако прогнозы ученых и опыт предыдущих подобных ситуаций показывают, что при активных мерах по ликвидации последствий разлива и восстановлению экосистемы можно избежать длительных негативных эффектов", - отметил Петров.
Как рассказал член комиссии Общественной палаты России по экологии и охране окружающей среды Владимир Лифантьев, который работал на месте, в летний сезон на черноморском пляже, начиная с Геленджика, море будет чистым. "Точно в Сочи будет чисто", - добавил он.
Если уборка пляжей закончится до жаркой весны, есть шанс, что течение, ветер, ураганы не донесут мазут до берегов Сочи, отмечает генеральный директор туристической компании MAYEL Travel Майя Котляр. "И тут дело не только в туризме. Если это случится, то там сложнее будет вести работы, так как в Сочи каменные пляжи, а очищать мазут с камней намного сложнее. Хотя, конечно, с туристической точки зрения Анапа более привлекательна, так как там песчаные пляжи, поэтому туда ездили семьи с детьми", - говорит Котляр.
Проректор по развитию программ магистратуры и аспирантуры Российской международной академии туризма, д.э.н. Татьяна Рассохина отмечает, что количество бронирований в отелях на побережье в новогодние праздники не изменилось, отказов практически не было. "Но для зимнего продукта это объяснимо, так как он не предполагает купания в море. Дальнейшее развитие ситуации и интенсивность бронирований на летний период будут зависеть от дальнейшего развития экологической ситуации и особенно от того, как это будет освещаться в СМИ и соцсетях. Надо признать, что растет конкурентоспособность курортов Каспийского и Азовского морей, Поволжья и курортных комплексов с бассейнами во всех остальных регионах. Высока вероятность того, что туристы будут выбирать летний отдых в своем и соседних регионах", - добавила она.
Как рассказали "РГ" в одном из тревел-сервисов, средняя стоимость перелета в Сочи и обратно составляет 33 тыс. руб. на человека, ночь в местных отелях обойдется примерно в 5 тыс. руб. В среднем за 7 тыс. руб. в сутки можно остановиться в гостиницах Анапы, а за 8 тыс. руб. - в Геленджике. Итого недельный отдых на двоих выйдет в 100-130 тыс. руб.
"В качестве альтернативы для летнего отдыха можно выбрать Азовское море, мы рекомендуем рассмотреть Ейск и Азов. Ближайший крупный город - Ростов-на-Дону, до которого получится доехать только на поезде (около 5 тыс. руб. за билет туда-обратно). Другие действующие аэропорты находятся в Ставрополе (примерно 30 тыс. руб. за билет туда-обратно) и Волгограде (25 тыс. руб.). Средняя стоимость ночи в отелях Ейска составляет 6 тыс. руб., а в Азове - 4 тыс. руб. Итого за семидневные каникулы на двоих выйдет от 50 тыс. руб. до 110 тыс. руб.", - рассказали в компании.
Также не стоит забывать про другое теплое море в России - Каспийское. В сервисе рекомендуют отправиться в Дагестан, а именно в Избербаш или Дербент, где номер в отеле можно забронировать в среднем за 6 тыс. руб. и 4,5 тыс. руб. соответственно. Перелет в Махачкалу и обратно стоит порядка 25 тыс. руб. на человека. Итого неделя на Каспийском море обойдется примерно в 100 тыс. руб.
"Если выбираете Каспийское море, советуем рассмотреть и Азербайджан (для въезда в страну нужен только загранпаспорт). Перелет в Баку и обратно стоит около 42 тыс. руб., а номер в отеле можно забронировать за 3 тыс. руб. В самой столице не купаются, а вот в соседних поселках есть отличные пляжи. Недельная поездка в Азербайджан на двоих обойдется в 110 тыс. руб.", - рассказал собеседник.
Третий вариант - Средиземное море, до которого легко добраться прямым рейсом и только с загранпаспортом. Перелет в Анталью и обратно выйдет примерно в 47 тыс. рублей, а номер там можно найти в среднем за 7 тыс. рублей в сутки. Итого около 140 тыс. рублей за недельный отдых на двоих.
Такое решение принято в четверг в связи с экологическим бедствием - разливом мазута из затонувшего танкера. Напомним, режим ЧС федерального уровня вводится по просьбе региональных властей.
Первый выброс мазута на кубанские пляжи зафиксировали 17 декабря. С тех пор волонтеры и специалисты собрали больше 30 тысяч тонн загрязненного грунта. Такой огромный вес объясняется просто: отделить мазут от песка и камней в полевых условиях невозможно. Поэтому все вместе загружают в мешки и вывозят на утилизацию. По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, проделанная работа - только начало. Эксперты подсчитали, что необходимо вывезти еще не менее 200 тысяч тонн грунта. Вдоль берега от Темрюкского района до Анапы работают больше 10 тысяч человек. Добровольцев обеспечивают всем необходимым. На складах Кубани уже подготовили миллион мешков, чтобы их хватило на все праздничные дни.
В Новороссийске открылся штаб по отлову и спасению птиц. Волонтеры подбирают нуждающихся в помощи птиц и отмывают от мазута. По последним данным, уже более 1 тысячи пернатых получили помощь. При этом приблизительно 200 птиц погибло. В штабе работают около 170 волонтеров. Найденных птиц временно доставляют в Анапу.
Критерии для введения режима ЧС федерального уровня:
Подготовили Тимофей Борисов, Михаил Сухарев, Краснодарский край