Вузы, правда, имеют право устанавливать форму вступительных экзаменов для выпускников колледжей самостоятельно и в некоторых случаях требуют ЕГЭ для не профильных направлений. Но такие случаи, скорее, исключение.
По задумке авторов документа, поправка повысит качество знаний, а у абитуриентов появится мотивация. Потому что сегодня они нередко используют учебу в колледже как лазейку для обхода ЕГЭ.
"Введение обязательной сдачи ЕГЭ при поступлении на направления, не связанные с предыдущим образованием, с одной стороны поможет сделать процесс поступления в вузы после колледжей более стандартным, - прокомментировал "РГ" ректор РГПУ им. Герцена Сергей Тарасов. - С другой стороны, на данный момент вузы вполне способны проводить компетентные внутренние экзамены, которые могут определить дальнейший образовательный маршрут человека. Более того, к внутренним экзаменам обычно обращаются именно те выпускники, которые замотивированы на обучение в конкретном вузе на конкретном направлении".
По словам Тарасова, вузы заинтересованы в абитуриентах, которые приходят из колледжей.
"Система среднего профобразования активно развивается, качество образования специалистов растет, - отмечает Тарасов. - В колледже студент получает полный комплекс среднего образования с учетом определенной специализации. И именно гибкий переход к высшему образованию позволяет решать различные задачи, связанные, в том числе с насыщением рынка труда многопрофильными специалистами. Конечно, если абитуриент идет дальше по своему профильному направлению".
Замдиректора по научно-методической работе и инновационным технологиям Бурятского республиканского педагогического колледжа Елена Подкорытова напомнила: сегодня уже более 60% девятиклассников для дальнейшего обучения выбирают среднее профессиональное образование.
"Да, поступление в колледжи более доступно, но обучение сразу практико-ориентированное и на 4 курсе уже можно начинать работать по профилю подготовки и, соответственно, получать зарплату, - подчеркивает Подкорытова. - Однако для дальнейшего карьерного роста без высшего образования все же не обойтись. Почему бы не оставить возможности плавно переходить в вузы без ЕГЭ, сдав только внутренние экзамены по профилю обучения?
У нас нехватка специалистов в различных сферах экономики. Проблему можно решить ускоренными программами обучения, переподготовкой или переобучением тех, кто уже имеет диплом о среднем профобразовании, но по каким-то причинам не работает по своей специальности. Так человек сможет изменить свой профессиональный путь, освоив новую профессию, которая будет соответствовать его интересам и потребностям рынка труда.
Думаю, что в таких реалиях было бы целесообразно оставить поступление выпускников колледжей в вузы без учета ЕГЭ, но на основе тщательно проработанных внутренних испытаний".
Против инициативы высказался депутат Госдумы Олег Смолин:
"Необходимость сдавать ЕГЭ при поступлении в вузы после получения среднего профессионального образования ограничит возможность продолжать обучение для половины молодых людей, - считает Смолин. - Те же выпускники медколледжей нередко поступают в высшие учебные заведения на психологию, чтобы стать медицинскими психологами. В условиях дефицита управленцев системы образования ряд выпускников педколледжей поступают в вузы на специальности, связанные с управлением в области образования, с прицелом на должности директоров и завучей школ, садиков. Все эти возможности законопроект, получается, ликвидирует.
Андрей Чулков, директор Тульского техникума социальных технологий:
"Система поступления в вузы для выпускников колледжей без ЕГЭ учитывает специфику среднего профобразования и позволяет оценивать уровень подготовки студентов на основании их успеваемости в колледже. Это открывает доступ к высшему образованию для талантливых абитуриентов, которые не смогли успешно сдать ЕГЭ. Однако важно, чтобы такая система была четко структурирована и прозрачна.
Ограничение такого подхода только профильными направлениями поможет создать более квалифицированные кадры, и это, конечно, значимо для экономики. Но важно обеспечить четкие критерии отбора и соответствия направлений".
Светлана Никитина, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета:
"Как сотрудник педагогического вуза я, конечно, всегда радуюсь, когда к нам приходят мотивированные студенты, готовые включаться в подчас новую для них деятельность, открытые новому знанию. Трудно спорить с тем, что, например, медицинский вуз больше заинтересован в выпускниках медколледжей как потенциальных абитуриентов, педагогический - в выпускниках педколледжей. Поэтому поддерживаю инициативу принимать в частности в педвузы именно тех выпускников СПО, которые окончили колледжи педагогической направленности".