Громкое заявление он сделал в эфире собственного "Пятого канала". В почти домашней студии Порошенко, еще буквально вчера кляузничавший "европейским партнерам" на узурпатора Зеленского, сказал, что "на Украине уже не пахнет, а воняет выборами, в Раде уже смердит выборами", и ему эти флюиды отвратительны.
Это прозвучит странно, но против принципов Порошенко не пошел. Еще в ноябре 2023 года Верховная рада приняла декларацию о недопустимости президентских и парламентских выборов во время боевых действий, и фракция "Европейской солидарности" партии Порошенко единогласно, то есть вместе с ним, эту бумагу подписала. Другое дело, что любое соглашение украинские политики заключают для того, чтобы на следующий день нарушить. И западные журналисты, в последние месяцы регулярно писавшие о неизбежности выборов на Украине, черпали "инсайдерскую" информацию в том числе из окружения Порошенко.
У внезапной категорической позиции Порошенко есть несколько причин. Во-первых, он понимает, что, случись сегодня президентские выборы, шансов у него нет. Вся в высшей степени сомнительная украинская социология ставит Порошенко в лучшем случае на четвертое место - после Залужного, Буданова и собственно Зеленского. Соревноваться за позорные доли процентов ему предстоит с Дмитрием Разумковым, подругой по первому "майдану" и традиционной соперницей Юлией Тимошенко, а также с обманкой для "русскоязычных украинцев" Юрием Бойко. Его верный электорат - застрявшие в 2014 году жители Галиции, Волыни и Буковины, преимущественно пенсионеры из сельской местности.
Во-вторых, Порошенко - это давний клиент Джо Байдена, что следует из еще вице-президентских мемуаров уходящего президента США. И хотя властвовал Порошенко по большей части при первом сроке Трампа, вряд ли у того есть иллюзии по его поводу. Скажем больше - наверняка Порошенко справлялся у вхожих в близкий круг Трампа лоббистов о перспективах сотрудничества и получил негативный ответ. Да и его европейские партнеры, знакомцы, конфиденты - сплошь представители брюссельской бюрократии, выстраивающие сегодня в ЕС плотную оппозицию против Трампа, а с Орбаном и Фицо высокомерный Порошенко не дружил и в лучшие свои годы.
В-третьих, диктатура на Украине - не фигура речи, а жестокая реальность. Чем неувереннее ощущает себя Зеленский на внешней арене - а усталость от него в лучших домах Европы действительно нарастает, тем сильнее он закручивает гайки внутри Украины. Исчезают без вести блогеры, рискнувшие критиковать украинскую действительность. В тюрьме можно оказаться за неосторожное слово, мобилизация угрожает любому, кто считает, что Зеленский воюет неправильно. И Порошенко, уже испытавший жгучий стыд и публичное поношение, когда его показательно не выпустили из страны на встречу с европейскими политиками, шаткость и эфемерность своего нынешнего положения и благополучия понимает как никто. Уж если создатель образа Зеленского и его учитель в бизнесе и политике Коломойский второй год сидит на нарах, а его активы схематично экспроприируются, то Порошенко, реши он сейчас всерьез посягнуть на президентское кресло, пощады не будет и подавно.
Тем более, если верить апрельским данным Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК), с начала 2022 года официальные задекларированные доходы Порошенко выросли в 10 раз. То есть, несмотря на все тяготы войны, его бизнес процветает. И если сложить все вместе - растущие доходы, хиленькие электоральные перспективы, отсутствие контакта с Трампом, европейский проект "анти-Трамп", который, по-видимому, в Киев приезжал на днях обсуждать действующий глава ЦРУ Уильям Бернс, и опасность репрессий за президентские поползновения, то выбор Порошенко - быть младшим партнером в акционерной диктатуре Зеленского, выглядит вполне рационально.