Уральский бизнес надеется хорошо заработать на организации зимних активностей

В 2022 году Свердловскую область посетило более 1,5 миллиона человек, в 2023-м - более двух миллионов, не менее впечатляющую цифру региональные власти ждут и по итогам 2024 года. При этом прогнозируется, что активный зимний отдых принесет предпринимателям прибыли на 30 процентов больше, чем в прошлом сезоне.
В Екатеринбурге сделали ставку на активный отдых: в этом году на главной площади города вместо ледового городка залили огромный каток.
В Екатеринбурге сделали ставку на активный отдых: в этом году на главной площади города вместо ледового городка залили огромный каток. / Татьяна Андреева/РГ

Разогнались на склоне

Только в Екатеринбурге работают 150 катков, 19 лыжных баз, несколько десятков пунктов проката спортинвентаря, где горожанам предлагают взять в аренду сноуборды, горные лыжи, тюбинги. Несмотря на затяжной старт нового сезона и длительное отсутствие снега, бизнес, ориентированный на организацию активного зимнего досуга, прогнозирует, что спрос на такие услуги будет традиционно высоким.

Компания "Рыжий город" на уральском рынке уже 15 лет. За это время маленький бизнес вырос в сеть прокатов спортивного оборудования, находящихся как в черте мегаполиса, так и на двух крупных горнолыжных комплексах (ГЛК). Основательница компании Инна Горбашова отмечает: в этом году запрос на досуг на свежем воздухе вырос на 30 процентов, одна из причин - фанаты сноуборда повзрослели и теперь берут с собой на гору и детей.

Около 70 процентов любителей горных лыж и досок катаются каждый сезон, остальные - новички. Помимо качественных досок, ботинок и защитной экипировки они зачастую берут напрокат горнолыжные костюмы, перчатки и т. п. По словам предпринимателя, клиенты с каждым годом становятся все более требовательными, но бизнес готов сделать так, чтобы даже спонтанный гость горнолыжного курорта по уровню экипировки не отличался от полупрофессионала.

- Чтобы создать такую компанию, нужны значительные инвестиции - как минимум 2,5 миллиона рублей на старте, к тому же владелец должен быть готов вкладывать в развитие дела половину сезонной прибыли. Дело в том, что инвентарь недешев: скажем, китайские сноуборды ненадежны, они откатают один-два сезона и начинают расслаиваться, поэтому имеет смысл закупить сразу более дорогие, но проверенные марки. Взлетел в цене и сервис, например, на 70 процентов подорожали парафины, которыми обрабатывают доски для лучшего скольжения, также приходится искать новые пути доставки импортной продукции, - поясняет Горбашова.

На успехе сезонного бизнеса, конечно, сильно сказываются капризы природы: уже при минус 25 подъемники на ГЛК просто не запускают

Суточный прокат сноуборда на одного человека этой зимой стоит 900-1100 рублей. Если поклонник снежных склонов планирует проехать более десяти раз, есть смысл арендовать доску на сезон. Но для спонтанных катаний проще брать доску в почасовую аренду. Кстати, компании, ориентированные на аренду и прокат оборудования, охотно вступают в коллаборации с опытными инструкторами, готовыми обучать новичков.

На успехе сезонного бизнеса, конечно, сказываются капризы природы: если отсутствие снега научились компенсировать с помощью специальных пушек и при высоком спросе продлевать сезон чуть ли не до мая, то в случае сильных морозов сделать ничего нельзя - уже при минус 25 подъемники на ГЛК не запускают.

Юность со стажем

Многофункциональный спортивный комплекс "Юность" в этом году подготовил для жителей Екатеринбурга каток площадью 13 тысяч квадратных метров. Одновременно на нем могут кататься до 400 человек. По словам директора спорткомплекса Александра Евдокимова, в хорошие морозные дни для наращивания льда достаточно десяти дней, но нынче начало зимы выдалось теплым, так что лед готовили почти месяц. Использовали для этого и "тяжелую артиллерию" - ледовый комбайн на базе ГАЗ-66. Интересный факт: за сезон ледовары расходуют порядка трех тысяч кубометров воды - это почти как полный 50-метровый бассейн "Юность".

- Пик посещений традиционно приходится на январские каникулы. В эти дни при комфортной погоде каток собирает до двух тысяч человек в день. Людей привлекает в первую очередь высокое качество льда, ведь он готовится для профессиональных конькобежцев: сегодня пятеро воспитанников "Юности" входят в сборную страны, 30 - члены сборной Свердловской области, - поясняет Евдокимов.

В декабре посетить каток можно только со своими коньками, а с января будут доступны прокат инвентаря, уютные раздевалки с санузлами.

Тюбинг плюс

Компания "ПрокаТут" решила сделать своим главным преимуществом максимальную концентрацию разных видов отдыха. В летнее время здесь предлагают катамараны, лодки, ролики, самокаты, велосипеды и аренду беседок. Зимой бизнес предоставляет клиентам лыжи, снегокаты, тюбинги, коньки. Такая диверсификация уравновесила сезонные пики и спады, а удобная локация позволила привлечь главную целевую аудиторию - семьи с детьми, которые составляют 80 процентов клиентов. Каток на речке Патрушихе в Преображенском парке заработал еще 12 декабря, на открытие пришли три тысячи гостей.

- Посетители становятся все более требовательными к качеству отдыха, что требует повышения затрат со стороны бизнеса. Если в 2012 году нас любили за месторасположение и близость к жилому району, то сегодня оценивают и эстетику, и праздничную атмосферу. Люди рассказывают о своем отдыхе в социальных сетях, и для нас это своего рода нативная реклама. Поэтому к основным нашим расходам прибавилась статья на красивую иллюминацию и оформление фотозоны, затраты на ростовых кукол, - рассказала представитель компании Анастасия.

Внушительны и траты на сервис: хознужды и обновление инвентаря съедают 8-10 процентов выручки. Для расчистки катка закуплены специальные шлифмашины. В этом году к услугам гостей 1200 пар коньков, над заточкой которых тоже пришлось потрудиться. Зарплатный фонд в сезон составляет 18 процентов от выручки, в другие месяцы - и вовсе 35. Но на этом не сэкономить.

- 30 процентов успеха зависит от мотивированной команды. Какими бы прекрасными ни были место и вид бизнеса, первые два года все работают в ноль, только потом приходит узнаваемость, постоянные клиенты, рост продаж. При этом приходится учитывать рост конкурирующих компаний и искать новые способы привлечения аудитории: скидки на праздники, розыгрыши подарков, - продолжает Анастасия. - Как только люди понимают, что новая локация дает много позитива, она начинает притягивать деньги. У посетителей входит в привычку помимо коньков заказать кофе, провести здесь свидание или корпоратив. Появляются ВИП-заказы на закрытые группы, доход от аренды в такие дни выше в два раза.

Комментарий

Илья Горфинкель, директор Центра общественных связей Уральского института управления - филиала РАНХиГС:

- В последнее время сфера внутреннего туризма развивается очень активно. Особенно растет интерес клиентов в новогодние каникулы, наращиваются инвестиции в инфраструктуру выходного дня. Сейчас доля индустрии развлечений в экономике Свердловской области составляет 1,2 процента валового регионального продукта, или 42 миллиарда рублей. В ней заняты 1,8 процента трудоспособного населения - 26,8 тысячи человек. Инвестиции составляют 11 миллиардов рублей в год, или два процента общеобластного объема.Даже самые удаленные локации стараются привлечь туристов, например, в Волчанске в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства" строятся 12 модульных домиков на 14 номеров: в 2024 году из федерального бюджета привлечена субсидия в размере 21 миллион рублей. В 2024 году семь уральских кемпингов расширили инфраструктуру: на дополнительное развитие уже созданных мест отдыха направлен 31 миллион рублей из федерального и регионального бюджетов. Из собственных средств инвесторы добавят порядка 35 миллионов.