Эксперты оценили влияние стандартов отделки жилья от застройщиков на жителей
Руководствоваться своими стандартами при отделке квартир смогут в России с марта 2025 года застройщики. С этого времени вступит в силу закон, меняющий правила ремонта квартир в новостройках.
Поправки в законодательство гласят, что договор участия в долевом строительстве сможет предусматривать соответствие отделочных работ в новостройке и элементов отделки стандарту организации. Этот стандарт организации должен быть зарегистрирован в Федеральном информационном фонде стандартов. Кроме того, Минстрой должен установить минимальные требования к отделочным работам.
Уже с января 2025 года меняется гарантийный срок на отделку и отделочные работы. По новому закону срок будет устанавливаться договором, но не может быть менее года с момента передачи квартиры покупателю.
Меняются и финансовые санкции к застройщику, который плохо сделал отделку, установил окна и двери, сантехнику и пр. Законом установлено, что общая сумма, подлежащая взысканию с застройщика, не может превышать 3% от цены договора (но никто не запрещяет установить в договоре большую компенсацию). Сюда входит всё, в том числе штрафы, пени, убытки и т. п. Причем это правило начнет действовать также с января 2025 года.
Из закона исключается норма, которая обязывала застройщика передавать квартиру с отделкой, соответствующей требованиям технических регламентов, говорит преподаватель Высшей Школы Правоведения ИГСУ Президентской академии (РАНХиГС), член Ассоциации юристов России Евгений Кривцун. Эти поправки особенно актуальны для дольщиков, которые приобретают квартиру уже с отделкой. Теперь вместо техрегламентов застройщики могут разрабатывать свои собственные стандарты (соответствующие, как уже отмечалось, минимальным требованиям Минстроя). "Как подсказывает практика, потребитель вряд ли сможет при подписании договора в полной мере понимать суть и содержания таких стандартов, а зачастую договор подписывается с минимальным изучением его, - говорит Кривцун. - Теперь же даже при его изучении далеко не факт, что потребителю надлежаще и в полном мере разъяснят, что это за стандарты и в чем их отличия от требований техрегламентов. В последующем потребитель постарается оспорить качество ремонта, но указанное сделать для него будет уже практически невозможно".
Кроме того, ограничивается ответственность застройщика за нарушения своих обязательств, отмечает Кривцун. Ранее суды часто снижали размеры штрафов, пеней, неустоек, но все равно верхние пределы таких выплат не ограничивались, говорит он. "Теперь застройщик получит легальное право ограничить указанные штрафные санкции суммой, которая не должна превышать 3% от стоимости объекта недвижимости". Третье, не менее важное изменение касается гарантийного срока ремонта от застройщика: он сокращается до одного года. "Конечно, законодательство предоставляет возможность в договоре предусмотреть и иной, более длительный срок, но представляется, что в практике такие сроки в подавляющем большинстве будут соответствовать одному году", - отмечает Кривцун.
В целом, поправки нельзя назвать изменениями в пользу потребителя, они в большей степени принимаются в интересах застройщиков, которые активно жаловались на то, что потребители отсуживают значительные суммы, а размеры присуждаемых сумм зачастую доходят до 5-15% от стоимости квартиры, говорит эксперт. При этом застройщикам следовало бы надлежащим образом исполнять свои обязательства, а не ратовать за изменения законодательства, считает он. После 1 марта будет понятно, как значительно сократится число исков к застройщикам или размеры присуждаемых судами сумм.
Неизвестно, что за стандарты разработают застройщики, считает адвокат Анастасия Поликыржа. "Получается, что потребителей, участников долевого строительства, просто оставили в безвыходном положении. Когда они покупают квартиру, им показывают красивую картинку, 3D-дизайн, стильную отделку, говорят: "Купите-купите!" - то есть завлекают маркетингом. А дальше появляется некий стандарт. И участник долевого строительства, который не согласен с отделкой (а для многих покупка недвижимости - событие одного раза в жизни), приходит и по факту видит кривые стены, плесень, сломанную плитку". Вероятно, стоит подумать еще и о том, чтобы при продаже квартир застройщики правильно рассказывали о будущей квартире и показывали достоверные картинки, соответствующие реальности, считает юрист. "Покупатель имеет право на прозрачность, а не на красивые обещания, которые потом разбиваются о суровую действительность", - подчеркивает она.
Минстрой уже несколько лет добивается того, чтобы застройщики были защищены от так называемого "потребительского экстремизма". Есть специализированные юридические компании, которые придираясь к мелочам, помогают дольщикам взыскивать крупные суммы с застройщиков. Ранее суды, разбирая иски о качестве новых квартир, исходили из применения к дольщикам закона о защите прав потребителей, где устанавливался, в частности, штраф в 50% за неисполнение обязательств. Позже возможности взысканий были уменьшены.
Проблемы потребительского терроризма в сфере долевого строительства не существует, говорил ранее "Российской газете" сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. Если покупатель квартиры отсудил что-то за недостатки жилья, значит эти недостатки действительно есть, качество строительства оставляет желать лучшего.
В интернете уже широко обсуждается стандарт отделки, который, как утверждается, выпустил один из крупных застройщиков. Им, в частности, допускается наличие царапин на дверях и окнах. Могут быть трещины, пятна, неровности, непрокрашенные участки на площади около 50-60 кв. см на 4 кв.м поверхности (0,015% площади). При облицовке плиткой допускаются остатки клея, трещины и сколы до 30% поверхности.
Минстрой планирует издать приказ о минимальных требованиях к стандарту отделки для застройщика до 1 марта 2025 года.