Комплексной программой модернизации коммунальной инфраструктуры, на которую предполагается потратить 4,5 трлн руб. из разных источников, предполагается к 2030 году построить и реконструировать более 2000 объектов водоснабжения и водоподготовки, улучшить качество коммунальных услуг для 20 млн человек, рассказали в Минстрое. Во всех регионах России будет ежегодно обновляться 2,5% инженерных сетей и коммуникаций.
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению производительности труда в строительной отрасли включает в себя ряд направлений, в том числе развитие международного сотрудничества. Привлечение инфраструктурных инвестиций для инфраструктурных проектов позволит повысить производительность труда за счет внедрения передовых технологий, используемых международными партнерами. В настоящее время этот вопрос находится в стадии проработки, работу в этом направлении планируется завершить до конца 2025 года. Параметры мероприятия по привлечению международных инвестиций для инфраструктурных проектов в настоящее время находятся в проработке и не определены, подчеркнули в ведомстве.
Если будет решен вопрос о привлечении иностранных инвестиций на модернизацию ЖКХ, то они могут прийти, прежде всего, в крупные коммунальные компании, требующие больших капиталовложений, говорит и.о. руководителя Комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое Алексей Макрушин. Деньги для инвестиций есть и в России, но главными препятствиями для инвестиций являются запредельно высокая ключевая ставка ЦБ и риски, связанные с возвратом инвестиций, прежде всего, с возможными ограничениями роста тарифов, отмечает он. При привлечении иностранных инвестиций гарантии возврата средств потребуются еще более серьезные, а также будет возникать вопрос курса рубля. Если в будущем будет происходить девальвация, то объем средств, который нужно будет возвращать, существенно возрастет.
"Думаю, что иностранным инвесторам такие инвестиции будут интересны, прежде всего, в случае, если они будут поставлять свою продукцию - например, при строительстве котельных или водозаборов с использованием иностранного оборудования возможно кредитование за счет иностранного капитала. Насколько такой подход интересен нам - это другой вопрос. Предполагаю, что такие решения могут применяться точечно, в ситуациях, когда в России не производится соответствующее оборудование или мы отстаем в технологиях строительства объектов. Поэтому в качестве иностранных инвесторов стоит рассматривать, прежде всего, страны, производящие оборудование, и специализирующиеся на строительстве - например, Китай и Турцию. В качестве чисто финансовых инвесторов могут выступать арабские страны, но такая программа, скорее всего, потребует государственных гарантий", - говорит эксперт. В любом случае, инициативу работы с иностранными инвесторами можно только приветствовать, поскольку это помогает нам понять наши слабые места в регулировании, в технологиях, адекватно оценить состояние дел и компетенции, считает Макрушин.
Минстрой прорабатывает вопрос о получении иностранных инвестиций, вероятнее всего, на модернизацию существующих и строительство новых объектов питьевого водоснабжения, считает независимый эксперт в сфере ЖКХ Павел Архангельский. Это связано с плачевным состояние инфраструктуры в этом секторе коммунальной экономики. "Сейчас большое количество российских граждан не получают воду питьевого качества, во многих поселениях есть еще выгребные ямы и совсем нет канализации и очистных сооружений. По информации Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), около 40% существующих водопроводных сетей нуждаются в замене. Если, например, в год заменять 2%, то на полную замену непригодных сетей потребуется 20 расчетных лет. И это не считая новые километры сетей, которые станут непригодными в будущем. На то, что эту задачу полностью решат до 2030 года, надежды мало. Таких темпов замены изношенных водопроводных и канализационных сетей - пока не было", - говорит Архангельский.
Также встает вопрос - за счет чего будут возвращаться инвестиции, как иностранные, так и отечественные, отмечает Архангельский. "Вариантов два: за счет повышения тарифов для всех групп потребителей или за счет бюджетного финансирования регионами или федерацией. Будут ли приняты решения о повышении тарифов или будут ли заложены в бюджеты необходимые средства - вопрос", - говорит он.
Без экономических и политических гарантий возврата с учетом дохода и инфляции иностранные инвесторы вкладывать средства, скорее всего, не будут, считает эксперт. Это должны быть международные соглашения с определенными госгарантиями. Внедрение передовых технологий при модернизации и строительстве объектов коммунальной инфраструктуры, конечно, теоретически возможно. Хотя этому будут мешать существующие в отношении России санкции, добавляет он.