Главной причиной отстранения Хана с поста стало его нежелание назначать в Конституционный суд судей, что повышало шансы на окончательное утверждение импичмента лидеру Кореи Юн Сок Ёлю. Впервые в истории страны произошел "двойной импичмент", а функции президента стал исполнять вице-премьер по экономике Чхве Мок Сан, пообещавший сконцентрироваться на стабильности в экономике, сфере обороны и безопасности. Однако, судя по развитию ситуации, оппозиция и правящий лагерь не намерены идти на какие-либо компромиссы, а потому период турбулентности во внутренней политики Южной Кореи продолжится, что уже сказывается на экономике.
О намерении отстранить от исполнения обязанностей премьера Хан Док Су, который с 14 декабря был и.о. президента, доминирующая в парламенте оппозиция предупреждала уже несколько дней, но в четверг официально включила этот вопрос в повестку дня голосования. Учитывая, что совокупно шесть оппозиционных партий имеют уверенное большинство в Национальном собрании (НС) РК, занимая 192 из 300 мест, то главный вопрос был не в самом исходе голосования, а в том, как стоит воспринимать Хана - как президента или как премьера. В первом случае для импичмента потребовалось бы не менее двух третей голосов или от 200 и более, которых оппозиция не имела, а во втором - простого большинства, то есть 151 и более.
Все стало очевидно, когда спикер парламента У Вон Сик заявил, что для импичмента конкретно в этом случае будет достаточно и обычного большинства - то есть как премьер-министру. После этого правящая партия "Сила народа", которая обещала голосовать против, вообще не явилась на открывшееся в пятницу 27 декабря пленарное заседание парламента, так как понимала, что исход предрешен, а 192 депутата от оппозиционных партий предсказуемо дружно проголосовали за импичмент Хан Док Су. Последний в характерной для него сдержанной и спокойной манере заявил, что принимает решение Национального собрания и будет строго следовать предусмотренным по закону процедурам. Это был исторический для Южной Кореи момент. Включая нынешнюю ситуацию, импичмент президенту объявляли три раза, но еще ни разу не было, чтобы вслед за главой государства отправлялся принудительно "отдыхать" и глава правительства.
В качестве формальных оснований для импичмента премьера оппозиция назвала целых пять причин:
Объективно главной причиной, и этого оппозиция не скрывала, выдвинув еще несколько дней назад соответствующий ультиматум, была последняя. Все первые четыре Хану готовы были "простить". Но дело в том, что назначение судей в КС повышало бы шансы на то, что суд в итоге окончательно одобрит импичмент президенту РК Юн Сок Ёлю. Сейчас в суде есть только шесть судей, тогда как полный состав - девять членов. Для одобрения импичмента необходимо не менее двух третей от полного состава, то есть тоже шесть. Получается, что в нынешнем составе КС даже одного голоса против (при пяти "за") будет достаточно, чтобы заблокировать импичмент и вернуть Юна на пост главы государства. При полном же составе надо не менее уже четырех голосов против.
Хан Док Су под разными предлогами затягивал назначение, говорил, что, будучи "только и.о. президента", не считает возможным одобрять кандидатуры, но юристы это опровергли. В итоге Хан выдвинул просто нереальные условия для назначения судей, проигнорировав угрозы импичмента. В ответ оппозиция привела свои угрозы в исполнение.
Завершая разговор про импичмент Хан Док Су необходимо добавить лишь, что тут все обстоит, как и при импичменте президента: отстранение пока лишь временное, и теперь все будет решать Конституционный суд, на что ему дается до 180 дней. В любом случае импичмент Хана не главное - и это все в Корее прекрасно понимают. Главная борьба идет вокруг импичмента президента. Именно поэтому нежелание назначать судей в КС и спровоцировало такую жесткую реакцию оппозиции, которая, в общей сложности, провела импичменты уже 29 раз - как президенту и премьеру, так и различным министрам и главам ведомств правительства Юн Сок Ёля.
Полномочия президента теперь автоматически перешли следующему по главенству в системе исполнительной ветви власти - вице-премьеру и министру планирования и финансов Чхве Сан Моку, чего тот, безусловно, и предположить не мог, когда назначался на министерскую должность. Еще до голосования по импичменту премьеру Чхве публично призвал парламент отказаться от своих намерений и сосредоточиться на обеспечении стабильности в стране, оставив Хан Док Су главой государства. Однако, как видно, призывы не сработали, и теперь стабильность будет обеспечивать Чхве лично. Он сейчас, получается, исполняет обязанности за троих - президента, премьер-министра и вице-премьера/министра по финансам.
В своем новом качестве Чхве Сан Мок обратился к нации, призвав сплотиться. Главным приоритетом он назвал необходимость минимизации нестабильности в госделах, пообещав со своей стороны сделать ради этого все возможное. Среди тех сфер, на которые он намерен обращать внимание в первую очередь, Чхве выделил экономику, оборону и общественную безопасность.
Тут же он отдал приказ повысить боеготовность в войсках, чтобы быть готовыми предотвратить возможные провокации со стороны КНДР, если та вдруг попытается воспользоваться нестабильностью на Юге. Ради справедливости стоит отметить, что как минимум в этот раз Северная Корея ведет себя абсолютно спокойно, не давая даже малейших поводов как-то обвинить её в намерениях расшатать порядок в Южной Корее - это куда успешнее делают сами южнокорейские политики. Более того, согласно предварительным результатам расследования, наоборот действующие и отставные военные Юга собирались провоцировать КНДР на атаки, чтобы использовать это как предлог для введения военного положения. В любом случае в этот раз "северокорейский фактор" в нестабильности Юга просто нулевой.
Несмотря на призывы нового и.о. президента РК Чхве Сан Мока к стабильности эксперты прогнозируют наоборот достаточно длительную - до нескольких месяцев - полосу внутриполитической турбулентности в Южной Кореи, старт которой был дал весьма неожиданным решением Юн Сок Ёля объявить военное положение в ночь с 3 на 4 декабря. Хотя этот шаг шокировал подавляющее большинство корейцев, но Юн Сок Ёль дал понять, что считает себя правым и намерен добиваться в суде своей невиновности и хочет вернуться на пост главы государства.
Судя по действиям правящей партии, после периода шока от действий президента и растерянности она в итоге решила, что лучше не доводить дело до досрочных выборов, которые скорее всего выиграют ее главные политические оппоненты в лице оппозиционной Демократической партии "Тобуро". То есть правящий лагерь явно пытается вернуть все в "обычное русло", дав возможность Юну править до конца срока - то есть до мая 2027 г. Оппозиция же при поддержке подавляющего большинства населения страны будет точно добиваться отставки Юн Сок Ёля и выборов, не желая упускать шанс для перехвата власти. Все стороны - правящий лагерь, правительство и оппозиция - настроены на борьбу до конца и не желают уступать, так как ставки оказались самые высокие - высший политический пост в стране. А потому, как уже было сказано, Южную Корею продолжит лихорадить.
Все это уже стало сказываться и на экономике. В глубоком пике оказались фондовые индексы, из страны стали уходить инвесторы, а курс южнокорейской воны упал до самых низких за период после международного финансового кризиса 2008-2009 гг. показателей. С другой стороны, стоит признать, что в истории РК были и более сложные периоды, были и импичменты президента, но страна и ее экономика выстояли. Так скорее всего будет и на этот раз, хотя, конечно, с определенными потерями для экономики, благосостояния, политической стабильности и для имиджа Страны утренней свежести в целом.