Из дневника Ивана Папанина ("Жизнь на льдине", 31 декабря 1937-го - 1 января 1938-го). "Последний день года. Эрнст (Кренкель. - Прим. ред.) принял 21 поздравительную телеграмму от родных и друзей. Спасибо вам, дорогие соотечественники, за теплоту и ласковое слово! Занялся приготовлением праздничного обеда. В ожидании новогоднего вечера открыл банку паюсной икры, достал сосиски, копченую грудинку, сыр, орехи, шоколад, раздал каждому по 35 конфет "Мишка". Мы все побрились и вымыли головы. Кренкель включил Москву, и мы у себя в палатке услышали звуки Красной площади, "Интернационал" и бой часов Кремлевской башни, извещающий весь советский народ о том, что начинается новый 1938 год, год новых больших успехов нашей великой Родины.
Я поздравил своих товарищей с Новым годом, мы спели "Интернационал", расцеловались и пожелали, чтобы 1938 год был таким же счастливым, как минувший. Новогодний ужин продолжался два часа. После этого мы долго не ложились спать, говорили о том, что скоро кончится полярная ночь.
Утром 1 января погода чудесная. Каждая звезда видна отчетливо, ясно. У всех хорошее настроение. Впервые проводим общий обязательный выходной день. Однако работа продолжается: мы все так привыкли к действию, что без дела жить не можем. За обедом выпили по две рюмки коньяку. Я достал из запасов огурцы. Они оказались мягкими, как тряпки, но нам эти огурцы показались приятными и вкусными. Стало тепло: температура поднялась до шести градусов ниже нуля. Такой температуры у нас не было уже давно; можно даже в трусах ходить, только сильная пурга мешает. К вечеру подул сильный ветер, температура быстро снизилась до тридцати пяти градусов".
2023-й и 2024-й годы полярники встречали уже после ввода в эксплуатацию судна "Северный полюс", которое дрейфует вместе со станцией.
На станции СП-41 Новый год встречали уже в традиционном формате - в красивой большой столовой корабля.
- Так получалось, что в составе экспедиции всегда была группа ребят, которые по своей инициативе занимались организацией различных праздников. Чтобы люди не просто сидели за столами и ели, а была интересная культурная программа. И у них - получалось! - рассказывает начальник СП-41 Кирилл Фильчук. - 2023-й встречали трансляцией речи президента России, после чего состоялись различные конкурсы. Были загадки, шарады - веселись от души.
Нарядили две самодельные елки, пришел Дед Мороз и даже две Снегурочки (роль одной из них исполнил мужчина). Подарки дарили по принципу "Тайного Санты": кому что достанется - неизвестно. Дед Мороз называл фамилию, и из мешка вынимали сюрприз. Ясно, что вокруг магазинов нет, медведи еще не развернули торговлю, потому подарки были самодельные. Мне досталась головоломка: металлические детали разъединяются и соединяются. Такое могли сделать в судовой мастерской.
Столы были полны вкусностей - обязательные мандарины, шампанское, красная икра (все это было привезено заранее и хранилось в ожидании праздника). Кто-то пошел спать рано, кто-то веселился до шести утра.
2024-й на СП-41 встречали примерно по той же схеме, только состав участников экспедиции несколько изменился из-за ротаций. И ввели новшество: "Тайный Санта" стал не совсем уж секретным. Полярники тянули жребий, для кого именно будут готовить презент. То есть подарки приобрели именной характер. Начальнику экспедиции достался магнит с запаянной общей фотографией подъема флага на льдине. И он раскрыл секрет, для кого сам делал подарок: для участницы экспедиции, которая должна была вернуться на Большую землю с очередной ротацией. Сделал ей символический посадочный талон (как в аэропорту) на перелет от судна до берега.
Что касается истории празднования Нового года на традиционных СП, ныне канувших в Лету, то все зависело от конкретной экспедиции. Если находились задорные и веселые - и отмечали шумно. Нет - более камерно. Короче, все зависит от людей. Как в мегаполисе, так и на льдине, да и на МКС.