Как будут поднимать затонувшие в Керченском проливе танкеры

Части потерпевших крушение при шторме танкеров "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" поднимут и утилизируют. Ответственность за это ложится на собственников судов, сообщил глава Минприроды России Александр Козлов. Однако, чтобы поднять со дна части танкеров и отбуксировать их, нужно провести масштабные работы с привлечением водолазов и других специалистов.
Владимир Аносов/РГ

По информации министерства транспорта РФ, собственник танкера "Волгонефть-239" уже подтвердил юридически, что берет ответственность за подъем и утилизацию судна. В воде находится только носовая часть танкера, основной же кусок, на котором находится и рубка, вынесло на мель в 80 метрах от берега Краснодарского края.

Как "РГ" пояснили в Росморречфлоте, каждые поисково-спасательные работы уникальны и план для них составляется исходя из конкретной ситуации. Естественно, главная задача обезопасить акваторию и берег от нефтепродуктов.

Четкий план работ составят после тщательного обследования затонувших частей судов. В порт Кавказ 25 декабря прибыло судно Морспасслужбы с управляемым подводным аппаратом, операторами и гидрографами на борту.

"Первоочередная задача специалистов - провести промеры рельефа дна, глубин и нанести на карты параметры затонувших судов. Этот сложный комплекс работ необходим, чтобы локализовать участки, опасные для навигации и подводных работ", - отметили в пресс-службе Росморречфлота.

Носовую часть "Волгонефть-239" нашли при помощи эхолота с борта водолазного судна. Носовую часть танкера "Волгонефть-212" также обнаружили во время водолазных спусков, она перевернулась и лежит на дне килем вниз. Позднее удалось найти и кормовую часть второго судна. На какой глубине лежат затонувшие останки танкеров пока не уточняют, но максимальная глубина в Керченском проливе составляет 18 метров.

В любом случае перед тем, как поднять и транспортировать затонувшие части со дна, предстоит купировать утечки и откачать остатки мазута.

"В Новороссийск уже доставили установку, с помощью которой будут откачивать мазут из затонувших частей танкеров. Это новая технология и новое оборудование, применяться в таком масштабе будет впервые. Специалисты уже собрали и подготовили установку на берегу, идут пусконаладочные работы", - отметили в Росморречфлоте.

О планах и сроках подъема затонувших частей танкеров ни в Минтрансе, ни в Росморречфлоте пока не говорят, так как время работ сильно зависит от обстановки на месте, в частности, от погоды. Сейчас в районе ЧС в Черном море бушует шторм и изучение дна, и водолазные спуски временно приостановили. Они возобновятся, как только обстановка станет безопасной для погружения, по регламенту, для этого волны должны быть менее 1,5 метров в высоту.

Справка "РГ"

В ноябре 2007 года произошло похожее крушение, и в Керченском проливе во время шторма, разломившись на две части, затонул танкер "Волгонефть-139". Поднять его носовую часть со дна и транспортировать в порт "Кавказ" смогли только спустя 9 месяцев - в августе 2008 года.

Сначала с затонувшей части судна выкачивали мазут, его оставалось всего 30 тонн, остальное содержимое танков вытекло в море. После этого нос танкера приподняли (он находился на глубине всего 8 метров) и при помощи морских буксиров "Залив" и "Капитан Задорожный" транспортировали в порт.