Блокбастеры и современное искусство: каким был уходящий год для музеев

Любой финал (кроме последнего) открытый. Поэтому хочется надеяться, что открытие филиала Третьяковской галереи в Самаре, первая большая выставка в новом здании Третьяковки на Кадашевской набережной, выставка Павла Филонова, которую Русский музей показал в "Зарядье", не финал, а начало.

Пожалуй, 2024 год сохранил и усилил все тренды последних пары лет. Ставка на исследование собственных коллекций, архивная работа, межмузейные проекты и сотрудничество с коллекционерами и частными институциями остаются среди основных козырей.

Нет, зрелищные блокбастеры никуда не ушли. Успех выставок "Москвичка. Женщины советской столицы 1920-х-1930-х" в Музее Москвы (кураторы Ксения Гусева, Надежда Плунгян) или проекта "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2" (кураторы Франческо Бонами, Зельфира Трегулова) доказывает, что жанр больших выставок по-прежнему востребован. Среди ярких масштабных проектов - и первая за 35 лет выставка Любови Поповой, совместный проект Третьяковской галереи, Еврейского музея и центра толерантности и Центра русского авангарда.

Но не блокбастером единым живы... Сегодня преимущество получают те музеи, у которых богатство коллекции сочетается с сильной командой хранителей и исследователей. Свидетельством этого стали проекты "Неизвестный Щукин..." в ГМИИ им. А.С. Пушкина, "Петр Щукин. Восточная коллекция" в Музее Востока, "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи" в Музеях Московского Кремля, "Русский Феникс" во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, "Памятник исчезнувшей цивилизации" Ильи и Эмилии Кабаковых в Эрмитаже.

Можно вспомнить и выставку Владимира Куприянова в ММОМА, которую делал Виктор Мизиано, и проект Музея русского импрессионизма "Группа "13". В переулках эпохи" (куратор Надя Плунгян), и выставку "Три времени Рима", которую Елизавета Лихачева, Василий Успенский, Александр Конев и Максим Атаянц представили в Пушкинском музее. Среди самых тонких проектов выставки Александра Константинова в ГЭС-2 и в Новой Третьяковке, которые были выстроены музыкально - на перекличках и созвучиях с западной и восточной культурами.

Преимущество получают музеи, у которых богатство коллекции сочетается с сильной командой хранителей и исследователей

Судя по тому, что на выставке "Передвижники" в Третьяковской галерее встретились "Грачи прилетели" Саврасова и деревянные "Грачи" Николая Полисского, закрытие отдела новейших течений не отменяет возможности увидеть здесь современное искусство. Но если говорить о представлении современных художников, ММОМА и Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) сегодня оказываются главными площадками показа их работ. Выставка Эрика Булатова в МАММ - среди самых сильных впечатлений года.

Кроме галерей, работающих на "Винзаводе", и демократичного пространства ЦТИ "Фабрика", точно имеет смысл обратить внимание на новый Центр современного искусства AZ/ART на Маросейке.