Уборка мазута, вылившегося в море после крушения двух танкеров в Керченском проливе 15 декабря, идет фактически в режиме "нон-стоп". Без оглядки на свирепствующие зимние штормы везде с утра до сумерек трудятся волонтеры, работает спецтехника. Рук все равно не хватает - как только воздух чуть прогревается, море выносит очередную порцию едких сгустков, и все опять повторяется.
Погода не балует: холодный ветер срывает капюшоны, а у Черного моря, которое предстает относительно спокойным, с мелкими барашками волн, швыряет в воздух крупицы песка, так что вскоре чувствуешь, как он поскрипывает на зубах. Добровольцев обстановка не пугает.
Накануне города и районы края, по поручению губернатора, получили постоянное закрепление за береговыми участками, которые им предстоит привести в порядок. Вот центральный пляж станицы Благовещенской, куда прибыло больше сотни человек. В пункте сбора, обустроенном под навесом туристической базы, казаки спешно натягивают полиэтилен, чтобы уберечь людей от колких порывов. Внутри волонтеры выдают на руки необходимый инвентарь: лопаты, защитные комбинезоны, две пары перчаток - обычные хозяйственные, а поверх - маслобензостойкие, очки, респираторы.
Выходим на песчаные дюны. Вдоль берега тянутся оголенные каркасы глэмпингов. Вокруг гудят экскаваторы-погрузчики, они сгребают верхние слои грунта в "отвалы-пирамиды". От низких температур остатки мазута скомкались, поэтому картина не кажется столь удручающей, токсичные испарения нефтепродуктов тут ощущаешь лишь отголосками. Выходим к первой группе волонтеров. Все 44 человека - представители Тбилисского районного казачьего общества. Среди них молодой парень, приехавший с фронта, чтобы подлечить ногу, а еще атаман.
- Первые дни мы работали в поселке Джемете под Анапой, рядом с базой отдыха "Динамо", вот там мазут растекся толстым сплошным пятном, - рассказывает атаман Тбилисского РКО Виктор Корсунов. - Свободные мешки таяли прямо на глазах. Начинаем уже спрашивать друг у друга: "Есть лишние?" И вот что меня удивило, так это сплоченность местных жителей. Они быстро скоординировались: начали подвозить на пляж мешки, воду и горячее питание.
Помощь волонтеров в первую неделю выбросов нефтепродуктов просто неоценима, так как если вовремя не убирать токсичные разливы, то образовался бы слоеный мазутный пирог. С ним справиться куда сложнее.
Берег словно в мелких черных веснушках, местами лужи достигают 50 кв. м. Повторные выбросы мазута нередки. А значит, труд сообщества волонтеров будет нужен еще долго. Возможно, до марта.
- Впервые работаю в качестве волонтера. Просто очарован тем, что здесь у нас слет самых добрых, отзывчивых и заботливых людей со всей страны, которые не получают зарплат, но имеют самые великие дары, - восхищен Денис из Тулы.
В чате "Волонтеры Анапы" уже около 100 тысяч участников со всей страны. Это их онлайн-штаб и отдушина.
У штаба в Витязево двое москвичек ловят такси до места работ: прибыли утром и на автобус опоздали. Катерина Кирсанова - предприниматель, ее подруга Лена служит в министерстве культуры. Волонтерки со стажем - участвовали в посадках леса, очистке города от мусора, Лена расписывала стены в онкологическом центре Блохина. - Почему мы здесь? Хочется не сидеть в коконе, а испытать вновь доверие к людям и новую энергию. Так что решили "плюсануть карму" под конец года, - хохочут они, прыгая в такси.
Поскольку Черное море продолжает отплевывать мазут, работы нужны будут и дальше. Кто-то сочинил новый слоган для курорта: "Зимуй в Анапе со своей лопатой!". Еще много черного на анапском песке, но жуть отодвинулась и бессилие плавится, как мешок с мазутом. Спасибо, люди, мы выстоим.
Игорь Галась, первый вице-губернатор Краснодарского края:
- Накануне в Новороссийск доставили установку для откачки нефтепродуктов из затонувших судов. Выполнена сборка и подготовка для испытания оборудования на берегу. Вчера специалисты приступили к комплексу пусконаладочных работ. Есть территория, где песок с мазутом находится в мешках. Думаю, что сегодня вечером или завтра с утра площадка временного хранения начнет прием грунта. И это сильно ускорит вывоз собранного загрязненного песка с берега. Роспотребнадзор подтвердил, что площадка соответствует всем нормам. Дорожные службы в короткие сроки заасфальтировали территорию и сформировали борт для предотвращения разлива отходов. Подчеркиваю, что площадка временная. Стоит задача - в течение 2-3 месяцев вывезти отсюда грунт.
Светлана Панькова, кандидат биологических наук, обладатель международной награды "За вклад в сохранение экосистемы Черного моря", жительница Анапы.
- Пока никто не может спрогнозировать, как быстро после столь масштабного загрязнения восстановятся лечебные факторы анапской морской воды и уникальных песчаных пляжей. Ведь часть мазута занесет песком, она может остаться на дне Анапской бухты, и каждое штормовое волнение может вымывать очередную порцию токсичных веществ, которые будут воздействовать на всю биоту акватории Анапской бухты. Но что совершенно очевидно, и специалисты не раз высказывались, что нельзя использовать суда класса река - море при перевозке нефтепродуктов, поскольку Черное море имеет сложные условия навигации во время штормов. Его особенностью являются короткие и энергетически мощные волны, которые просто разбивают речные суда.
Андрей Гринько, ведущий научный сотрудник Международного научного центра экологии Университета "Сириус":
- Не исключено и такое развитие событий: если вдруг море начнет сносить мазут в сторону Сочи, то тогда под угрозой окажется вся курортная зона края и федеральная территория "Сириус". Нужно рассчитывать математические модели морских течений и понять, какие условия сложатся в море: мазут может уйти в открытое море, а затем к берегам Турции, а может уйти на глубину и там осесть. Мы должны быть готовы и к такому развитию событий.
Сергей Баранник, начальник аварийно-спасательного формирования Геленджика:
- Сейчас период зимних штормов, когда водолазные работы затруднены: плохая видимость,
высокая волна. Нужно поймать погодное окно, чтобы обследовать затонувшие суда. По этой же причине будет сложно провести работы под водой, чтобы устранить утечки из танкеров. Вероятно, затонувшие части придется поднимать вместе с мазутом и потом уже его выкачивать и утилизировать. На это может уйти пару месяцев.
Подготовили Татьяна Павловская, Ирина Белова, Юлия Крымова