Для испытаний систем "Бурана" создавались прототипы. Одним из них и стал БТС-002 (Большой транспортный самолет).
Что представлял из себя "брат-близнец" (как называют некоторые БТС-002) легендарного "Бурана"? Он был построен в 1984 году под руководством генерального конструктора Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. В отличие от самого орбитального корабля имел авиационные двигатели, благодаря которым мог взлетать. Выполнил 24 испытательных полета между 1985-1988 годами: предназначался для наземных испытаний и отработки в атмосфере схем захода на посадку и саму посадку, включая автоматические режимы.
Но немного отвлечемся и расскажем об одном из тех, кто пилотировал БТС-002 - Игоре Волке. Его иногда называли "Чкалов нашего времени". И не случайно. Он был летчиком-испытателем от Бога, тридцать пять лет отдал летно-испытательной работе в ЛИИ имени Громова, в 1995-1997 годах возглавлял Летно-испытательный центр ЛИИ.
В 1981 году в ЛИИ был создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР в составе летчиков-испытателей. В 1984-1987 Игорь Волк - командир отряда космонавтов-испытателей аналога "Бурана". Говорят, именно он должен был стать командиром и экипажа первого пилотируемого космического полета МТКК "Буран" (совместно с Римантасом Станкявичюсом).
…29 июля 1984 года в казахской степи под Джезказганом приземлился спускаемый модуль космического корабля "Союз Т-11" с космонавтами - командиром корабля Владимиром Джанибековым, космонавтом Светланой Савицкой и космонавтом-исследователем Игорем Волком. На орбите они проработали 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. Сразу после приземления Джанибекова и Савицкую спасатели успешно эвакуировали из спускаемого модуля. А вот, как рассказывают, Игорю Волку пришлось 40 минут висеть на ремнях вниз головой: почему-то сразу не удалось отвинтить металлический ящик с возвращаемым грузом. И Волку пришлось выскальзывать "методом выдыхания". Причем, вспоминал он сам, самое главное было - удержаться после того, как выскользнул, чтобы не удариться головой.
Невероятно, но факт: после того самого приземления из космоса Волк сразу же провел эксперимент по управлению летающими лабораториями - Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ: он совершил полеты в Ахтубинск и обратно на Байконур! Специалистам важно было оценить возможность пилотирования "Бурана" после длительной работы на орбите…
БТС-002 совершил, как уже было сказано, 24 полета. А еще 19 заходов на посадку в автоматическом режиме до высоты 10-20 м с последующим уходом на второй круг, 2 захода с касанием взлетно-посадочной полосы (ВПП) и 15 заходов с посадкой и пробегом до полной остановки корабля на ВПП в полностью автоматическом режиме управления. Кстати, первую полностью автоматическую посадку на БТС-002 ГЛИ 16 февраля 1987 года также выполнили Игорь Волк и Римантас Станкявичус.
Но, как известно, орбитальный "Буран", в отличие от летающего аналога, совершил лишь единственный полет в автоматическом режиме. Это событие произошло 15 ноября 1988 года. После чего программа была прекращена.
До 1999 года БТС-002 хранился на площадке ЭМЗ имени В. М. Мясищева ЛИИ в Жуковском, периодически демонстрировался на МАКСах. Выставлялся в Сиднее во время проведения Олимпийских игр 2000 года. В 2008 году он стал экспонатом Музея техники в немецком городе Шпеер. Сейчас он в собственности музея техники в Шпайере (Германия). Является центром космической экспозиции в специально построенном для него самом крупном павильоне музея.