Мастера ушли в сериалы, заменившие народу чтение объемистых романов Достоевского. Борис Хлебников после прошлогоднего успешного "Снегиря" сосредоточился на продюсерстве, в содружестве с якутскими режиссерами Максимом Арбураевым и Владимиром Мункуевым выпустив сильную социальную драму "Кончится лето" с Юрой Борисовым и Макаром Хлебниковым в ролях братьев, которых жизнь жестоко экзаменует на прочность моральных установок. Картина должна выйти в феврале, тогда и поговорим о ней подробнее.
Снял проникновенную драму о своем военном детстве Владимир Грамматиков, где роль матери большого кочующего по стране семейства поразительно сыграла Александра Урсуляк.
Выпустил своих "Мятежников" Владимир Алеников - одну из немногих проблемных картин года, продолжающую традиции гайдаровской прозы. Буржуины хотят снести любимый детский дом, подростки встают на его защиту и просто так не сдадутся. В фильме прекрасна Ольга Волкова в роли директрисы, отдавшей детям всю жизнь, но его почти не показывали (1,5 тысячи зрителей, по данным "Кинопоиска"), и публика о нем не узнала.
Другой актуальной проблеме отдана "Лгунья" Юлии Трофимовой: закомплексованная девица, которой нахамил известный певец, обвиняет его в насилии; того мгновенно объявляют педофилом, вчерашнего кумира возненавидели массы. И сломали бы человеку жизнь, если бы в девице не проснулась совесть. По теме и накаленности проблемы фильм повторяет знаменитую "Охоту" Томаса Винтерберга, и при всех сбоях сценария и его воплощения затрагивает материи столь взрывоопасные, что вернуться к их осмыслению в кино самая пора.
К полузабытой эстетике декоративного советского кино вернула нас "Любовь Советского Союза". Здесь есть все составляющие зрительского успеха: много красивых лиц, обильная пища для ностальгирующих, мелодраматичность сюжета, очень вольно повторяющего судьбу легендарной пары Валентина Серова - Константин Симонов. Наконец, фигура Сталина, с одной стороны, заставляющего всех замирать в ожидании непредсказуемого приговора, с другой - во все вникающего мудрого хозяина: даже знаменитое "Жди меня" Симонов написал, как явствует из фильма, по идее вождя. К счастью, Ангелина Стречина не пытается имитировать Серову в ее прославленных ролях, зато Роман Васильев мог бы заменить Сергея Столярова в образе идеального советского героя. "Золотой орел" удостоил картину 13-ю номинациями и, думаю, она займет место в числе триумфаторов года.
Из принципиально важных дебютов выделю "Ненормального" Ильи Маланина - историю о самопреодолении, рассказ о полупарализованном парнишке с миопатией, который бросает судьбе вызов и становится многообещающим пианистом,участвует в международном конкурсе в Шанхае. В режиссере-дебютанте есть редкое свойство - чувствовать музыку и снимать кино по ее законам, принципиально отличающим ее от драмы что в театре, что в кино. Были дебюты, отмеченные редкой в наш циничный век способностью авторов сочувствовать человеку не по долгу службы, и искренне, ненаигранно, неформально. Таковы трагикомедия Александры Лупашко "Танцуй, Селедка!" и драма Вениамина Илясова "Эра".
Прорывом к новым техническим возможностям кино и, главное, к умению их творчески использовать стало фэнтези Александра Андрющенко "Сто лет тому вперед" - довольно сложная по структуре история с перекличкой времен, снятая с массой звезд и очень лихо смонтированная, успешно прошедшая в прокате. В основе повесть Кира Булычева. Его фантастика по интересу к ней кинематографистов уже перекрыла рекорды братьев Стругацких - только в 2024-м вышло продолжение проекта "Хронос" "Мама", и есть целая кинокомпания его имени. Заметного зрительского интереса проект, однако, не вызвал.
Оглушительное число снятых в 2024 году фильмов не сопровождается столь же внушительным ростом их художественного качества - продолжается распад и даже исчезновение целых кинопрофессий, в мейнстриме очень чувствуется любительский уровень и надежды заработать "малой кровью". По-прежнему ощутим дефицит в новом кино яркого авторского, личностного начала. И резко упало техническое качество кинопродукции: никакой ОТК не пропустил бы на экраны фильмы с невнятно бормочущими актерами и неряшливым звуковым балансом. Но ОТК давно отменены вместе с уважением кинотворцов к своим зрителям.
Скорую помощь растерявшемуся кино оказал театр: в кинотеатры вернулся полузабытый жанр фильма-спектакля. Зрители смотрят шедевры "Геликон-оперы" и МАМТа, Театра имени Сац и Большого, слушают Мусоргского, Чайковского, Верди, Пуччини… - проект "Театр в кино" заложил в нашем прокате новую традицию.
Я не сказал о главном событии года - фильме "Мастер и Маргарита": о нем уже столько писали, что нет нужды повторяться. Напомню только, что это не экранизация Булгакова - это кино о Булгакове, его судьбе и его романе, пропущенных через ум и сердце авторов картины сценариста Романа Кантора и режиссера Михаила Локшина. Как любое крупное явление искусства, фильм вызвал в критике ожесточенные споры, зрители ринулись его смотреть и вывели картину в рекордсмены проката.
А пока будем ждать итогов предстоящего "Золотого глобуса": актер Юра Борисов номинирован за лучшую роль второго плана в фильме "Анора", и у него хорошие шансы.
Мастер и Маргарита
Смотри на меня
Кончится лето
Мятежники
Ненормальный
Михаил Локшин ("Мастер и Маргарита")
Максим Арбураев и Владимир Мункуев ("Кончится лето")
Владимир Грамматиков ("Смотри на меня")
Илья Маланин ("Ненормальный")
Александр Андрющенко ("Сто лет тому вперед")
Александра Урсуляк ("Смотри на меня")
Аугуст Диль ("Мастер и Маргарита")
Евгений Цыганов ("Мастер и Маргарита")
Юра Борисов ("Кончится лето")
Макар Хлебников ("Кончится лето")