Изначально, главной задачей прикрытого на это неделе госдеповского центра являлась борьба с идеологией исламского экстремизма. До 2016 года это прямо отражалось в названии этой структуры - Центр стратегических коммуникаций по контртерроризму (CSCC). Однако, по мере того, как Вашингтон "отгребал" от глобальной войны с террором и сосредотачивался на конфронтации с Россией и Китаем, название и заявленная миссия "пропагандистского отдела" госдепа была скорректирована. Начиная с 2016 года, этой структуре официально вменялось в задачи "направлять, руководить, синхронизировать, интегрировать и координировать усилия федерального правительства США по выявлению, пониманию, разоблачению и противодействию иностранной государственной и негосударственной пропаганде и усилиям по дезинформации, направленным на подрыв или влияние на политику, безопасность или стабильность Соединенных Штатов, их союзников и партнеров".
Другими словами, GEC должен был бороться с вражеской пропагандой и продвигать в мир собственную, американскую правду. Последним куратором Центра глобального взаимодействия оказался спецпосланник госдепа США Джеймс Рубин, которого явно не обошла профессиональная деформация. Так, по словам самого Рубина, он "просыпается каждое утро для того, чтобы понять, как именно бороться с дезинформаций и пропагандой России, Китая и Ирана".
Для того, чтобы Рубину и его команде понималось лучше, разумеется, требовались деньги. Причем, деньги значительные. Согласно данным газеты The Washington Post, утвержденный конгрессом США бюджет GEC на 2024 год составлял 61 миллион долларов. При этом большая часть выделенных средств впоследствии раскидывалась руководством пропагандистского центра в виде грантов западным НПО, которые выступали в роли нанятых подрядчиков. Нужно ли говорить, что коррупционноемкий процесс "распила" средств американских налогоплательщиков шел преимущественно между "своими людьми". Так, в 2021 году этот центр госдепа США выделил грант базирующейся в Лондоне НПО "Глобальный индекс дезинформации", которая с пристрастием начала изучать"российское вредоносное влияние" в Африке и Латинской Америке. Летом этого года началось сотрудничество GEC с Польшей для создания на территории этой страны "контрпропагандистского центра по борьбе с кремлевской дезинформацией", к работе которого помимо ряда натовских стран активно подключилась Украина.
Прослеживался в работе этой структуры и явный антикитайский акцент - в сентябре 2023 года госдеп распространил подготовленный GEC доклад с обвинениями Пекина во влиянии на международное общественное мнение "вводящими в заблуждение и принудительными методами". Всего же за время своего существования GEC успел распространить шесть докладов, из которых 3 были посвящены России и 2 Китаю.
По имеющимся в открытом доступе данным, из 120 имевшихся в центре штатных вакансий значительную часть занимали выходцы из Пентагона и разведсообщества США. Которые во главе со своим профессионально деформированным руководством настолько увлеклись "обезоруживанием пропаганды Кремля и Пекина", что не заметили, как сами крайне неудачно вмешались в поляризованную внутриполитическую жизнь собственной страны.
В частности, госдеповский Центр глобального взаимодействия в угоду демпартии США и администрации Байдена опубликовал список американских консервативных СМИ, "распространяющих дезинформацию". Кроме того, им были предприняты попытки заставить американские ведущие соцсети удалять "фейки" об эпидемии коронавируса, распространяемые преимущественно правоконсервативными пользователями - целевым электоратом избранного в ноябре 2024 года президентом США Дональда Трампа.
Как итог, республиканцы на Капитолийском холме обвинили администрацию Байдена в трате бюджетных средств и использовании правительственной структуры США для дискредитации сторонников их политической партии. Соответствующее письмо с критикой работы GEC еще в мае 2023 года было направлено республиканскими членами палаты представителей конгресса США госсекретарю Энтони Блинкену.
Неудивительно, что при принятии на минувшей неделе законопроекта о национальном бюджете на 2025 год республиканцы, несмотря на попытки демократов продлить финансирование GEC, предсказуемо вычеркнули из него расходы на скомпрометировавшую себя госдеповскую структуру.
Реагируя на мутацию GEC в оруэлловское "министерство правды", владелец компаний Tesla, SpaceX и соцсети X Илон Маск называл этом центр "непрозрачным агентством", "худшим нарушителем цензуры", "медиаманипулятором", а также "угрозой демократии". С учетом того, что Маск планирует возглавить в будущей администрации Дональда Трампа управление по повышению эффективности работы правительства США шансов на возобновление работы госдеповского пропагандистского центра в прежнем виде не просматривается.
Впрочем, не стоит ожидать того, что прекращение работы Центра глобального взаимодействия госдепа США из-за внутриполитических разборок повлечет общее снижение активности Вашингтона в информационном противоборстве со своими противниками в международном медиапространстве. Ведь в правительстве США в последние годы создана целая россыпь подобных структур, решающих более или менее схожие задачи. Так, в составе Пентагона с марта 2023 года функционирует Офис влияния и управления восприятием (Pentagon Influence and Perception Management Office), который также разрабатывает меры противодействия вражеской пропаганде и реализует тайные акции влияния. А в составе Офиса директора национальной разведки США еще в 2019 году был сформирован Центр по борьбе с иностранным злонамеренным влиянием (The Foreign Malign Influence Center - FMIC), который, по данным исследовательской службы конгресса США, приступил к практической работе в сентябре 2023 года. География приложения усилий FMIC помимо России и Китая расширена на Иран и Северную Корею, нго цель и суть работы остается прежней - "выявлять и бороться с иностранным влиянием на правительство США и американское общественное мнение".