Лучшие российские сериалы 2024 года по версии "Кинократии", часть 1

До боя курантов осталось всего несколько часов, и "Кинократия" традиционно предлагает вспомнить о сериалах, которыми отечественные производители радовали нас в уходящем году - ведь их, что уже стало приятной привычкой, было немало.

"Трасса"

Фото: Okko

Новый нуарный триллер онлайн-кинотеатра Okko стал таким же безусловным хитом, каким в 2021-м был его близкий жанровый родственник от KION "Хрустальный". И это неслучайно, учитывая список создателей.

Тягучая атмосфера сурового быта глубинки, ворох поднятых социальных проблем, лихо закрученный сюжет - всё на месте. Отличный актёрский состав (в диапазоне от Анны Михалковой до Александра Ильина-младшего) и настоящий звёздный час Карины Разумовской.

Если говорить о недостатках, - больше всех бросается в глаза бич того же "Хрустального" - слишком очевидный (пусть в этот раз чуть менее, но всё же) злодей. Что для детектива такого формата, конечно, существенно, но на фоне остальных достоинств, опять же, простительно.

"ГДР"

Шпионских триллеров у нас сейчас снимают немало, но такого ажиотажа, какой вызвал проект Wink.ru и НТВ, не было, наверное, со времён уже ставшей классикой "Ликвидации". И это вполне закономерно.

Несмотря на типичный, к сожалению, минус - массу неряшливых анахронизмов, сериал "ГДР" сразу увлекает удалым экшном, сюжетно опираясь на остроумно скомпилированные и перетасованные эпизоды (часть из которых являются общеизвестными мифами, а часть - откровенными выдумками, но этого никто особо и не скрывает) времён холодной войны.

Приправленный своевременным политическим пафосом - пусть не слишком изящно, зато убедительно и не без чувства юмора внедрённым в фабулу, этот коктейль действительно производит сугубо благоприятный эффект.

Наша рецензия.

"Очевидное невероятное"

Фото: Okko

Совершенно незаслуженно забытая (возможно, потому что премьера состоялась ещё в январе) едва ли не всеми подводившими итоги критиками адаптация знаменитого цикла Кира Булычёва о безумном городке Великий Гусляр. Что ж, исправляем ситуацию.

Авторы решили поиграть с сеттингом, переместив Гусляр из советского времени в наше. Но с одним таким нюансом: помимо инопланетян, говорящих золотых рыбок и прочей фантастической дичи, город отличается абсолютным равнодушием к бытовым новшествам, являя собой островок советского лампового ретрофутуризма и уютного застоя в этом безумном ускоряющемся мире.

Тихий омут, живущий по своим причудливым правилам, пытается расшевелить прибывший из Москвы новый мэр в исполнении Максима Лагашкина. Местный уроженец и при этом убеждённый адепт прогресса (годы жизни в Москве даром не проходят, даже электросамокат с собой притащил, хлыщ столичный), он хочет сделать из родного Гусляра туристический центр.

Но для этого нужно доказать существование там аномалий. А именно этого-то аборигены во главе с заместителем мэра (Артём Быстров) допустить никак не могут: их устраивает привычный мирок, застрявший во времени. И чем дальше, тем больше проникаешься к их пусть несколько наивному, но отнюдь не безосновательному луддизму.

Смешно, пёстро и безумно трогательно. Очень хочется надеяться на второй сезон.

"Лихие"

Интерес к трагической эпохе перехода нашей страны к капитализму, судя по всему, достиг своего пика - рефлексии на эту тему в 2024-м со стороны киноделов было даже больше обычного. Самой заметной из новейших попыток такого осмысления, несмотря на довольно сильную конкуренцию в лице "Комбинации" и "Детей перемен", стал многосерийный фильм Юрия Быкова.

Признанный мастер нагонять безысходный мрак, оказавшийся в родной стихии и заручившийся суперзвездным кастом (закроем глаза на условности, связанные со спорным подбором актёров на одни и те же роли в разные отрезки времени), воссоздал жестокую картину без купюр, опираясь на леденящую кровь реальную историю Евгения Дёмина, который стал киллером ещё в подростковом возрасте.

Вышло лихо, сочно и душераздирающе - даже слишком хорошо узнаваемые московские локации вроде дворца спорта "Крылья Советов" и гостиницы "Юность" в роли Хабаровска девяностых не слишком отвлекают от эффектного зрелища.

Впрочем, нужно ещё дождаться второго сезона, чтобы вынести окончательный вердикт.

"Игры"

Другой проект, играющий (простите за каламбур) на ностальгии по советскому прошлому - масштабная и амбициозная история организации московской Олимпиады, созданная "Кинопоиском".

Впрочем, не ностальгией единой - проблемы позднего СССР здесь раскрываются без стеснения, но и без тенденциозного политического фанатизма, присущего многим современным разоблачителям.

Успеха "Нулевого пациента" (2022) Евгению Стычкину (отметим заодно его презабавную роль обаятельного мерзавца - журналиста с Запада) добиться не удалось, но ярким кинособытием его "Игры" определённо стали.