Расскажите, как "Скотный двор" возник в вашей жизни? Перевести одну из самых знаменитых повестей мировой литературы "на язык" пьесы - это вызов?
Марина Сулчани: Этот материал появился в моей жизни неожиданно. Однажды вечером позвонил Юрий Вячеславович (Грымов - худрук театра "Модерн", прим. "РГ"), сказал, что хочет ставить "Скотный двор", и предложил написать пьесу. Я в тот момент была погружена в работу над другой, тоже для "Модерна", но у меня и мысли не было отказаться.
Вы правы, это своего рода вызов. Во-первых, писать для "Модерна" - всегда вызов, потому что в этом театре очень высокий уровень профессионализма, и нужно ему соответствовать. Конечно, чувствуешь ответственность перед режиссером и актерами, ведь то, что я напишу, будет звучать со сцены. Ну и, естественно, это ответственность перед автором повести. Мне было важно не исказить смысл, но в то же время сделать так, чтобы это резонировало с повесткой дня.
На что вы в первую очередь опирались в работе над текстом - на саму повесть Оруэлла, на какие-то личные впечатления от реальной жизни, новостные сводки? Нельзя не заметить, что пьеса вышла жестче оригинала.
Марина Сулчани: Прежде всего, я держала в голове видение режиссера - что должно прозвучать в спектакле? Ему было важно показать не только трагедию, которую порождает любая революция, но и сам процесс превращения человека в скота. Чего, кстати, у Оруэлла нет. И вот эта мысль, что в окружении животных человек не может остаться человеком, как бы он ни пытался, даже если он уверен, что эта трансформация его не коснется, - была для нас главной.
Ну и, конечно, я искала свои болевые точки. Если ты их не нащупаешь, то ничего не напишешь. Моя боль здесь - образ наивного Коня Боксера. Я вспомнила свою маму, ныне покойную, которая с максимальной самоотдачей всю жизнь работала во благо других и ничего не требовала взамен, даже банальной благодарности. Она искренне считала, что так и надо, по-другому не бывает. Но когда мама тяжело заболела, все сразу забыли о ней. На прощании было буквально три человека. И вот это было больно. На этой боли я и написала пьесу.
В "Модерне" идет не один спектакль по вашим пьесам, кроме "Скотного двора", это еще и "Человек с глазами Моцарта" - о Великой Отечественной войне. Что для вас значит работа с "Модерном"?
Марина Сулчани: Театр "Модерн" для меня - это как дышать. "Человек с глазами Моцарта" я написала еще, когда училась в Екатеринбурге, на курсе у Николая Владимировича Коляды. Считала случайностью, что "Модерн" поставил эту пьесу, абсолютно тогда в себя не верила. И когда Юрий Вячеславович после премьеры предложил мне написать сначала одну пьесу, потом еще одну, я почувствовала, что он в меня верит. И эта его вера передалась мне.
Драматург - это всегда немного исследователь, наблюдатель. А что для вас самое интересное в вашей профессии?
Марина Сулчани: Мне интересен человек. Для драматургии он - центральная фигура. Я люблю наблюдать за людьми, слушать людей, потому что человек на самом деле редко говорит то, что думает. И разгадать, что стоит за его словами, поступками, очень непросто.
Как-то раз в самолете рядом со мной сидел мужчина и все время сыпал анекдотами. Не смешными совершенно, но при этом - сам без остановки смеялся. Я слушала его и понимала, что это совсем не то, что он хочет сказать. Может быть, это был страх неба? Может, у него случилось какое-то горе, и он может выразить его только так? Понятно, что драматург не умеет читать чужие мысли, но домыслить, пополнить свою копилку наблюдений, - это всегда интересно и важно для драматурга.
Над чем сейчас работаете?
Марина Сулчани: У меня сейчас в работе несколько пьес, все для театра "Модерн". Названия пока не скажу - потянем интригу. Думаю, ждать осталось недолго. О чем? Конечно, о человеке, о его страстях, о поисках счастья. В общем, о тех вечных темах, которые будоражат наше воображение и наши мечты.
Марина Сулчани родилась в Екатеринбурге. В 2005 году окончила Уральский государственный педагогический университет по специальности английская и немецкая филология. Стажировалась в Германии. В 2009 году поступила в Екатеринбургский государственный театральный институт на курс Николая Владимировича Коляды "Литературное творчество". Автор пьес "Весна в Пустыне", "Я буду Золушкой", "Человек с глазами Моцарта" и других.