ВС РФ защитил покупки в маркетплейсах по низким ценам из-за ошибок продавцов

В Верховном суде России в минувшем году сформировали резонансные правовые позиции: маркетплейсы обязаны предоставить покупателю товар по заявленной цене даже если случился технический сбой и на самом деле вещь стоила дороже. Принципиальный момент: закон не обязывает покупателя перепроверять подозрительно низкие цены. За ошибки продавца платить должен сам продавец.
Максим Богодвид / РИА Новости

Подборку важных решений Верховного суда России подготовило РАПСИ. На такие правовые позиции должны ориентироваться все практики. В одном из дел Верховный суд России защитил женщину, которая купила в интернет-магазине холодильник всего за 500 рублей. Точнее, она оплатила покупку, но потом магазин аннулировал заказ, так как произошла страшная (с точки зрения продавцов) ошибка.

Нижестоящие инстанции поддержали торговцев, решив, что такая низкая цена должна была насторожить покупателя. Понятно же, что холодильник столько стоить не может. Однако Верховный суд России разъяснил, что при дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты.

"Фиксация цены происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином, который определяется моментом оформления заказа с присвоением ему номера, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях. Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке уже не вправе", - отметил Верховный суд.

Сформированные продавцом цены были указаны в публичной оферте, размещенной на сайте

продавца, вследствие чего стали доступны любому покупателю, и именно с ними согласилась истица, принимая оферту, разъяснил Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда. "Обязанность уточнять цену товара перед покупкой и выяснять, не является ли она ошибочной, законом на потребителя не возложена. Таким образом, из установленных судом обстоятельств следует, что между сторонами сложились правоотношения по розничной продаже товаров дистанционным способом, а следовательно, с момента выдачи кассовых чеков, подтверждающих оплату интернет-заказа, договор купли-продажи считается заключенным, и у ответчика возникла обязанность по передаче товара покупателю", - подчеркнул Верховный суд в своем документе. (Дело №5-КГ24-11-К2)

В другом деле истец сделал заказ в интернет-магазине и оплатил его в полном объеме, однако его покупку аннулировали, так как руководитель проектов IT-отдела доложил о техническом сбое, в результате которого на сайте отобразилась некорректная информация о ценах.

Верховный суд России указал, что магазин принял оплату и направил покупателю кассовый чек с сообщением о готовности товара к доставке. То есть у продавца с этого момента возникла обязанность по передаче товара, разъясняет высшая инстанция.

"Отсутствие товара на складе, как и технический сбой программы, не могут быть отнесены к обстоятельствам, предусмотренным статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, освобождающим продавца от ответственности за неисполнение обязательства, что не было учтено судом, - подчеркнула Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России. - С выводом суда о том, что между сторонами не было достигнуто соглашение о цене товара, согласиться нельзя, поскольку оплата товара была принята продавцом, что подтверждается высылкой покупателю чека и уведомления о готовности товара к доставке".

Судья Верховного суда РФ Михаил Кротов в открытой студии РАПСИ заявил, что законодательство о защите прав потребителей прежде всего настроено на защиту слабой стороны, которой выступает потребитель. "И безотносительно того, насколько он вообще разбирается в законодательстве сам по себе, мы его всегда считаем слабой стороной - экономически слабой стороной, - сказал судья Верховного суда России. - Те дела, которые были связаны с дистанционной куплей-продажей товаров, обусловлены следующим фактором: бизнес есть бизнес, он хочет продать товар подороже и хочет на этом заработать. Бывают ситуации, когда стоимость товара возрастает буквально на глазах. Естественно, после заключенного договора очень хочется снять разницу. В этом случае у нас законодатель достаточно четко говорит: договор считается заключенным с момента, когда покупатель оплатил покупную цену".

По его словам, при продаже товаров дистанционным способом сами продавцы через маркетплейсы и через другие свои платформы, как правило, ставят, что заказать товар можно только при одном условии - совершив платеж. "Как только платеж совершен, соответственно, договор заключен, и уже возникает обязанность передать товар. И сколько бы он на самом деле ни стоил, вопросы технического сбоя - это все человеческий фактор", - говорит Михаил Кротов.