Антон Горелкин: Социально-значимые СМИ будут доставлять по стране день в день

Замглавы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, глава РОЦИТ Антон Горелкин рассказал "РГ" о том, зачем и для чего в законе о СМИ появилась категория "социально значимые СМИ" и как повлияет на игровую отрасль внесенный в конце года законопроект, регулирующий отрасль.
Антон Горелкин.
Антон Горелкин. / РИА Новости

Антон Вадимович, в конце декабря президент Владимир Путин подписал поправку в закон о СМИ, разработанную при вашем участии. Что изменится теперь для СМИ?

Антон Горелкин: У нас появляется понятие "социально значимые СМИ". Речь идет о газетах и журналах, которые работают на рынке по высоким стандартам журналистики, которые качество работы ставят во главу угла. Сегодня печатной периодике очень непросто, я это знаю и по своему округу. Мне известны случаи, когда в удаленных населенных пунктах доставка периодической печати выглядит так: раз в пару недель или в месяц привозят пачку со всеми вышедшими номерами. Понятно, что так быть не должно. И здесь мы предусматриваем дополнительное финансирование почтовой доставки, чтобы у нас социально значимые издания доставлялись оперативно и вовремя. Не раз в месяц, а в идеале день в день. Это не рыночная, а скорее социально-политическая история. Учитывая уникальные масштабы нашей страны, разброс территориальный, вариантов немного. Либо мы просто забываем об этом, и издания принимают тот факт, что на определенных территориях их не будет. Либо мы все-таки помогаем рынку, помогаем важным источникам информации доносить для читателей качественную информацию.

Когда все это заработает?

Антон Горелкин: Список СМИ будет утверждаться правительством. Мы рассчитываем, что мера заработает уже в следующем году. Очень надеюсь, что и "Российская газета" войдет в этот перечень.

Как и мы все. Давайте теперь про другую вашу инициативу, затрагивающую игровую отрасль. Законопроект внесен в Госдуму. Какое у него целеполагание?

Антон Горелкин: У нас игровая индустрия всегда существовала вне правового поля РФ. К ней в государственном мейнстриме относились как к какой-то вредительской истории, которая захватывает внимание наших детей и транслирует чуждую нам идеологию. И не задумывались о том, что современная молодежь часто не смотрит не то что телевидение, но даже YouTube. Не сидит часто в социальных сетях российских. Зато наша молодежь очень активная, любит играть в игры и, собственно, там в чатиках общается не только на темы, связанные с играми, но и на широкий круг вопросов, в том числе общественно-политических.

Каждое поколение любит рассуждать о том, что молодежь какая-то не такая. Но она не хорошая, и не плохая. Она такая, какая есть. И на нее воздействуют самые разнообразные источники. И гейминг - один из самых мощных.

Знаете, мы очень много говорили про индустрию майнинга в 2024 году, но я убежден, что инициативы о регулировании игровой отрасли - более значимые. Даже если вынести за скобки то, что игровая индустрия - это обороты в сотни миллиардов рублей в год…Майнинг - это экономика, а экономику можно всегда поправить, если принимать определенные решения исходя из мирового опыта и учебников. А мозги поправить очень сложно, особенно если их засорять на протяжении десятилетий. И я очень рад, что государство постепенно начинает осознавать это, и наш законопроект, который внесен, пусть не идеально, но он задает вектор дискуссии.

Обсуждение законопроекта с участниками рынка уже состоялось? И почему его не было до внесения - этот вопрос задают себе многие.

Антон Горелкин: У нас был опыт с законопроектом по рекомендательным сервисам, которые три года путешествовал до внесения в различных версиях. Индустрия очень долгое время не могла его принять, договориться внутри себя. Поэтому здесь мы решили пойти по другому пути. Внесение законопроекта стало отправной точкой для дискуссии. И обсуждение уже активно идет. У нас состоялось закрытое (по просьбе отрасли) заседание на площадке РОЦИТ. Там представители индустрии обозначили все свои вопросы. И сейчас понимание начинает вырисовываться. Дальше соберем все предложения и продолжим обсуждение в рамках комитета Госдумы (по информполитике, информтехнологиям и связи), скорее всего в формате расширенного заседания. Мы не замыкаемся сами в себе. Этот законопроект будет продуктом совместной работы с индустрией.

Какой вы ожидаете результат, в случае, если законопроект станет законом?

Антон Горелкин: Глобально задача выглядит так - мы должны построить свой, независимый рынок, тем более, что у нас много компетенций, у нас очень талантливые разработчики игр, это точка роста. Поэтому, с одной стороны, там есть "пряничная" история, если мы говорим про поддержку. А с другой стороны - контент должен соответствовать российскому праву. И в перспективе так и будет. Пусть не сразу, но будет. Точно такой же путь чуть ранее прошла индустрия онлайн-кинотеатров. А сегодня мы видим ее серьезное развитие. Она продолжает расти. Растет и качественное разнообразие контента, и профессиональное. И все это на фоне контроля за контентом с точки зрения традиционных ценностей. И игровая отрасль, уверен, придет к тому же самому.

А экспортный потенциал? Когда говоришь с тем же Гореславским, то он признает, что экспортная поддержка - за пределами мандата ИРИ. С другой стороны - игры, это не совсем ПО, по крайней мере, не совсем в той части, в которой этим занимаются РЭЦ или цифровые амбассадоры Минпромторга.

Антон Горелкин: Если мы хотим развивать большие игровые студии, то только наш рынок - это совершенно недостаточно. Поэтому нам важно заниматься экспортом. Безусловно, государство должно помогать. С одной стороны, субсидируя так или иначе производство игр. С другой стороны, осуществляя взаимодействие на уровне стран, подписывая соответствующие соглашения о режиме благоприятствования. Это вполне себе посильная для государства работа. Но нам нужно определить, кто этим будет заниматься. Я полагаю, что это мог бы быть Минэкономразвития или какие-то структуры в МИД. Но очевидно, это должно быть решение на уровне президента. Интересен китайский рынок, и наши компании там сегодня активно работают, та же Леста. Но в идеале, нам нужно систематизировать этот подход. Наши компании должны единым фронтом двигаться на этот и другие рынки. Без экспорта это будет что-то очень местечковое, локальное. И держаться исключительно на государственных субсидиях. Нам же необходимо выстроить коммерчески эффективную модель.

И как вы это видите?

Антон Горелкин: С точки зрения финансов? Это огромные деньги, сотни миллиардов рублей. Сомневаюсь, что в текущей ситуации государство готово выделять такие деньги. Я полагаю, что должен быть частный фонд, который поддерживал бы отрасль за счет собственных средства, но с четким целеполаганием от государства.

Завершая тему игр, а вы сами-то играете?

Антон Горелкин: Иногда играю в игры. В основном в правильные игры. Например, Atomic Heart, которая, с моей точки зрения, очень качественно сделана руками российских разработчиков. И неважно, где они находятся юридически. Для меня это россияне, которые сделали очень хорошую игру, взяв за основу эстетику ушедшей, к сожалению, страны, но которая остается понятной, узнаваемой и интересной для сего мира.

И еще вопрос про искусственный интеллект. В 2024 году был принят закон о регулировании рекомендательных сервисов, который фактически стал первым, затрагивающим сферу ИИ. Ждать ли полноценного закона про ИИ? Потому что есть целый ряд сфер, те же дипфейки, где вызовы стоят чрезвычайно серьезные.

Антон Горелкин: Не думаю. И поясню почему. Сегодня индустрия находится в состоянии активного роста, развития и формирования отрасли. И лучшие юридические умы пока сомневаются, что на данном этапе нужно какое-то комплексное регулирование. Потому что пока не очень понятно, что именно мы хотим регулировать. Безусловно проблема дипфейков - это очень острый вызов, манипуляции выходят на совсем иной уровень, когда, что называется, не верь глазам своим. Но в то же время, если говорить про ИИ в целом, то сегодня у государства, у профильных ведомств нет какого-то единого знаменателя, как это может быть выстроено.

У нас есть кодекс этики, мы его приняли. Есть концепция развития искусственного интеллекта. Рамочные документы существуют. Есть закон о регулировании рекомендательных сервисов. И я думаю, здесь все-таки мы пока будем двигаться не от рамочного законопроекта, а в сторону регуляторики каких-то конкретных продуктов.