Комитет по иностранным инвестициям в США ранее медлил с принятием решения, оставив этот вопрос на усмотрение Байдена, сообщает The New York Post. Несмотря на явное политическое давление, Байден заявил, что его выбор был основан на соображениях национальной безопасности. Решение президента является серьезным использованием исполнительной власти в крайне политизированном вопросе года выборов. Его заявление было сделано за две с небольшим недели до окончания срока его полномочий. Избранный президент Дональд Трамп пообещал сорвать сделку, когда вернется на свой второй срок.
В своем заявлении Nippon и US Steel раскритиковали решение Байдена, назвав его "явным нарушением надлежащей правовой процедуры" и политическим шагом, и заявив, что они "примут все необходимые меры" для защиты своих законных прав. В заявлении генерального директора US Steel говорится, что "решение Байдена постыдно и коррумпировано". "Это его политическая выплата главе профсоюза, которая вредит нашей компании. Он оскорбил Японию, нашего союзника в сфере нацбезопасности, а также поставил под угрозу конкурентоспособность США", - сказал он. Nippon Steel ранее угрожала судебным иском, если сделка будет заблокирована. Адвокаты заявили, что обещание Nippon Steel подать судебный иск против правительства США будет жестким.
Пресс-секретарь Белого дома Джон Кирби выступил в защиту этого решения. "Речь идет не о Японии. Речь идет о производстве стали в США и сохранении одного из крупнейших производителей стали в Соединенных Штатах в качестве американской компании", - сказал Кирби. Предложение Nippon, о котором было впервые объявлено в декабре 2023 года, сразу же столкнулось с критикой со стороны политиков и профсоюзных лидеров.
Законодатели от Демократической и Республиканской партий раскритиковали сделку и расценили ее как символ уничтожения американских компаний. Объединенный профсоюз сталелитейщиков заявил, что он был ошеломлен слиянием, и утверждал, что Nippon вряд ли будет соблюдать контракт профсоюза и защищать пенсии рабочих. Акционеры US Steel одобрили сделку в апреле, но по мере приближения президентских выборов политическая оппозиция предложению только росла. Вице-президент Камала Харрис также высказалась против сделки во время своей кампании.