Премьера состоялась почти год назад, за это время спектакль окреп, стал еще азартнее и ничуть не потерял в премьерной свежести. Он реально вернул дряхлеющий, как считается, жанр оперетты современному зрителю.
Обновленное либретто написал Константин Рубинский, один из самых успешных драматургов музыкального жанра, выпускающий несколько громких премьер в год. По уже укрепившейся традиции режиссер Валерий Архипов занял в спектакле реальных артистов цирка - акробатов, иллюзионистов, жонглеров (впрочем, они уже так слились с артистами балета театра, что невозможно отличить, кто здесь кто - все блистательны).
Сюжет оброс новыми деталями и смешными коллизиями. Превращение циркового артиста в потомственного аристократа, прежде только намеченное в бравурном финале, стало хорошо развитой историей с новыми персонажами. Появился сюжет с авантюристкой Пьереттой и ее сынком-вундеркиндом, что позволило обогатить хрестоматийную партитуру самым шикарным номером из другой, почти не известной у нас оперетты Кальмана - "Герцогини из Чикаго". То, что часто игралось как текстовой довесок к музыкальным номерам, стало интересно смотреть: никогда не знаешь, в какие еще палестины свернет хорошо знакомая, казалось, интрига.
Эта премьера стала еще одним открытием богатейших творческих ресурсов Театра оперетты: сногсшибательная сценография Сергей Новикова (закулисье под куполом цирка, захватывающий вид на Париж с Эйфелевой башни), отличный вокал (наслаждаться которым, правда, мешает усилительная звукоаппаратура - новая публика требует дискотечных звучаний, ничего не поделаешь). Ну, а дирижер Константин Хватынец - вообще событие в нашем музыкальном мире: одно его присутствие возродило этот театр, сообщило ему новую энергию, сделало музыкальную стихию спектакля увлекательным путешествием в неведомое.
Сидя близко от оркестра, я не раз ловил себя на том, что смотрю на происходящее в оркестровой яме ничуть не реже чем, чем на сцену. И как же хорошо, что Театр оперетты не поддался глупейшему поветрию иных оперных театров прятать дирижера поглубже, чтобы не мешал полету режиссерских мыслей! Дирижер - не просто полноценное, но и главнейшее действующее лицо музыкального спектакля, он - эмоциональный центр происходящего, связующее звено между залом и сценой, именно он отличает живой спектакль от видеоконсервов.
Мистером Икс в этот вечер был Павел Иванов в одной из лучших своих работ последних лет, Теодорой - Мария Ворожейкина. Ну, а комедийный дуэт Каролины и Пеликана у Елены Зайцевой и Михаила Беспалова вообще принадлежит к тем хитам московских сцен, которые пропустить нельзя.
Московский театр оперетты знавал и триумфы, и полуудачи, но перед ним сегодня бледнеют известные мне европейские театры этого жанра. Театр мирового класса.