Рождественский сочельник и Рождество: почему гадания 6 и 7 января - великий грех

Мы живем в странное время, когда на сайтах, рассказывающих о православном Рождестве или Рождественском сочельнике, могут давать советы и рекомендации о так называемых "гаданиях на Рождественский сочельник и на Рождество". Но дело в том, что с точки зрения Церкви любое гадание - великий грех. А уж гадание в дни, посвященные Рождению Иисуса Христа, с точки зрения Церкви - особое кощунство. Давайте разберемся, что об этом говорили святые.

Еще в Ветхом Завете было сказано: "Не ворожите и не гадайте" (Лев.19:26) - это прямой и недвусмысленный запрет от Бога. Еще жестче говорится о тех, кто этот запрет нарушает: прорицатели, гадатели, ворожеи называются в Священном Писании "мерзкими перед Господом", теми, кто будет "предан смерти и изгнан Богом от Лица Его".

"Святочные гадания". Константин Маковский, 1890 г.

Приход христианства в этом вопросе ничего не изменил, для христианской Церкви любое гадание - занятие бесовское и крайне опасное для тех, кто по глупости, наивности, из корысти или же бросая осознанный вызов Богу, берется гадать.

В Церковном праве есть такой вид воспитательного наказания, как отлучение от главного для христианина Таинства - Таинства Причащения (Евхаристии). Все христиане должны регулярно причащаться, и отлучение от причастия - это для христианина страшное наказание. Так вот, по правилу 61 VI Вселенского Собора, обращающиеся к волшебникам и другим подобным, "дабы узнать от них, что восхотят им открыть", подлежат шестилетнему отлучению от причастия. На шесть лет "надлежит подвергать и тех, которые... соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков".

За время отлучения от причастия человек должен был осознать всю пагубность своего отпадения от Бога и от Церкви. При этом и сам запрет на гадание, и наказание за этот великий грех возникли из заботы о самом человеке. Потому что опыт Церкви учит: обращение к темным духовным силам не проходит для нашей души и тела бесследно, болезни или даже одержимость, по свидетельству святых отцов, обычная плата, которую "силы зла взимают, берут за вступление в контакт с ними".

При этом "закосневающих же в гадании и волховании, и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов", как сказано в Церковных канонах, следует "совсем извергать из Церкви".

"Гадающая Светлана", Карл Брюллов, 1836 г.

Ну а тех, кто еще только раздумывал, гадать или не гадать, один из самых известных православных богословов - святитель Василий Великий, вразумлял так: "Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим, - писал он. - Какая тебе выгода предвосхитить Божье веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное евангельским законом и ожидай наслаждения благами".