Уроки ножевого боя: чему учит смертельная схватка якутского бойца Григорьева с солдатом ВСУ

Эксперт Пестов о схватке якута Григорьева: Нельзя отдавать инициативу противнику
В блогосфере продолжается активное обсуждение видео, на котором запечатлен жестокий ножевой бой между якутским бойцом Андреем Григорьевым и солдатом ВСУ, в котором российский штурмовик одержал победу.

Как часто такие схватки бывают на спецоперации? Как обычно они происходят? Какие практические советы пригодятся бойцам на СВО или тем, кто собирается подписать контракт? На эти вопросы "РГ" отвечают специалисты, которые находятся сейчас на передовой - инструктор прикладного раздела боевого самбо, ветеран спецразведки Сергей Пестов и инструктор по боевому самбо, духовник башкирских батальонов протоиерей Виктор Иванов. Оба они, долго занимавшиеся спортивными единоборствами, в свое время получили инструкторскую степень из рук главного тренера Федерации боевого самбо России Валерия Волостных.

Сергей Пестов, успевший на гражданке побывать не только инструктором по боевому самбо, но и автором-исполнителем собственных песен, делится навыками "прикладухи" не только в своем подразделении. Недавно по приглашению одной из частей морской пехоты он проводил для "черных беретов" инструктаж по ведению штурмового боя.

- Наш боец слишком близко подошел к углу дома и дал возможность противнику выбить автомат - комментирует видео Сергей Пестов. - Углы домов нужно обходить на расстоянии, так, чтобы обзор открывался постепенно, а не моментально. И лучше всегда сначала туда бросать гранату. Это очень важно при зачистке. Автомат нужно держать сверху вниз, а не снизу вверх. Тогда будет возможность сделать выстрел противнику в ноги, а не в небо. В боевом самбо главный принцип - завладеть инициативой в бою и оказаться в наиболее выгодном положении относительно противника, после чего добить. Чем и воспользовался Андрей Григорьев. Минусом оказалось то, что нож был без гарды и, соскользнув, разрезал ему пальцы. А противник смог перехватить нож. Нашему бойцу повезло, что никто не подошел на помощь к его противнику, хотя он звал эту помощь. Также повезло, что враг, нанося удар ножом, не попал ему в шею. И все равно ему пришлось перехватывать лезвие ножа пальцами, пускать в ход зубы и обломок шифера. Слава Богу, он выиграл эту схватку и остался жив. Но такой борьбы лучше избегать…

Из своего опыта Сергей советует по максимуму исключить долгую борьбу, а исход поединка решать одним выстрелом или, за неимением такой возможности, двумя-тремя ударами: прикладом автомата, ножом, подручными средствами. С минимальными затратами сил и времени, потому что после поединка отдохнуть не получится. К тому же нужно учитывать, что бойцы при штурме и без того теряют много энергии: бронежилет и шлем утяжеляют вес. Если сцепились, то удар можно нанести шлемом в лицо и снова атаковать уже на поражение. Бить в уязвимые части тела: в горло, в глаза, в колено. Пах, как правило, закрыт у бойцов напашником. Надо помнить, что рукопашный бой идет не на жизнь, а на смерть, а противник на адреналине может драться даже со сломанной рукой. Никогда нельзя рассчитывать на какой-то один прием и отдавать инициативу противнику.

Сергей вспоминает, как в прошлом году на одном из направлений двое наших бойцов пытались взять в плен нескольких украинских солдат. Все они подняли руки, показывая, что готовы сдаться. Однако один из них неожиданно схватил за ствол автомата, который держал наш боец, рванул его на себя, запрыгнул за спину и повалил, прикрываясь им. Второй наш боец принял единственно правильное решение: не раздумывая дал автоматную очередь по остальным врагам, после чего бросился на помощь своему товарищу и помог справиться с державшим его в удушающем захвате всушником.

Вспоминает подобные случаи и духовник башкирских батальонов, фронтовой священник Виктор Иванов. В миру он не только инструктор по боевому самбо, но и руководитель военно-патриотического клуба "Александр Невский", готовящий молодежь к армейской службе. А еще батюшка - бывший воин-десантник.

- Многим казалось, что война теперь другая и подобные схватки канули в Лету, ан нет: например, осенью 2022 года боец из нашего Шаймуратовского батальона, бывший десантник, в рукопашном бою взял в плен украинца, - рассказывает отец Виктор. - Хотя там была такая ситуация, когда он мог просто его застрелить. Я бы здесь вообще разделил стрелковый, рукопашный и ножевой бои. Обычно про участие конкретно в ножевом бою никто не рассказывает, потому что это трагедия даже для самого победителя, тяжелый след для психики на всю жизнь.

А вот о чем стоит поговорить, так это об уроках, которые нам преподает это видео, уверен батюшка. Конечно же, к рукопашной схватке, в том числе и к ножевому бою, точно так же, как и к другим военным навыкам, бойцов нужно готовить. По крайней мере это должно быть в таких подразделениях, как морская пехота, ВДВ, разведка и спецназ. Готовить не к строевому смотру или к парадам, а к тому, чтобы бойцы могли встретить врага лицом к лицу. Хотя бы как это было в Советском Союзе.

Ученики, которых отец Виктор тренировал на протяжении многих лет, уйдя в армию или поступив в военные училища, рассказывали удручающую картину: нет инструкторов. Впрочем, их всегда не хватало, а сейчас тем более - в армию приходят люди, которые и автомат-то в руках не держали. Рукопашные схватки редки, а вот стрелять нужно каждый день. В результате до рукопашного боя у командования уже руки не доходят, потому что научить человека драться, чтобы он мог убить врага руками, подручными средствами или ножом, - очень долгий и сложный процесс.

Отец Виктор, как человек, готовивший к армии ребят не один десяток лет, утверждает, что для того, чтобы научить правильно бить два-три элементарных удара, необходим год. То есть, по-хорошему, нужно как минимум три года ежедневных тренировок, чтобы человек научился стрелять и имел навыки прикладной рукопашной схватки. А сегодня для этого нет ни учителей, ни времени. Что же делать бойцам?

- Когда я проходил службу в рядах ВДВ, в свое свободное время мы самостоятельно тренировались и проводили спарринги, подсказывая друг другу разные элементы подготовки, потому что один боксер, другой самбист, - вспоминает батюшка. - Но для тех, кто находится сегодня на передке, это не вариант. Бойцу после боя необходим хотя бы короткий отдых и сон, потому что завтра снова в бой. Мой совет: просто быть более внимательным в различных ситуациях, где бы ты не находился. Крутить башкой на 360 градусов и быть осторожным. Стараться просчитывать свои действия наперед. Надеяться на то, что все будет как в кино - не стоит. Нужно надеяться на Бога и самому быть готовым идти до конца, если хочешь остаться в живых. А вот глумиться над смертью другого человека, даже врага, недопустимо. Такие комментарии под видео просто удручают. Ведь гибель на войне всегда большая трагедия для тех, кто не успел покаяться, попросить прощения у своих близких.

А боец добровольческого корпуса "Барс-13" Платон Маматов из Екатеринбурга считает, что это видео наглядно показывает еще и то, "как перевести некогда братский народ из состояния "ты на мою землю пришел" в искреннее "спасибо, ты лучший, брат".

Впрочем, отец Виктор и сам говорит, что невозможно на войне победить жестокого врага белыми руками, но признается, что досмотреть этот ролик он не смог. Точно так же, как не смог до конца досмотреть видео и сам его герой - штурмовик из Якутии. Там, в конце, Андрей Григорьев проявил человечность по отношению к побежденному противнику, который шел его зачищать. Он остановился и позволил врагу перед смертью попрощаться с небом и мамой.

Сейчас в украинских пабликах в комментариях под этим видео беснуются нацики, называя русских и якутов азиатскими ордами. Что же, спорить не будем, можно долго говорить о ментальной близости наших народов, но лучше ограничиться словами самого Андрея Григорьева: "У нас, русских, якутов с детства учат - в любой ситуации надо оставаться человеком".