Ведь если подытоживать прошедший год - окажется, что выпало из поля зрения немало дат, скрывающих истории таких болезней, которые и нам сегодня поучительны. Да просто сумасшедшие уроки.
Случайно, скажете, сошлось?
Как знать.
Тут главное - не слушать пыльные формулировки и не обращаться за ответом к модным призракам искусственного интеллекта. Лучше самим вчитаться и пораскинуть своими мозгами.
Вот две из множества загадочных историй, которые напомнил прошлый год, - на первый взгляд между собой не связанных.
Но лишь на первый взгляд.
(Прошедшим летом было 230 лет со дня рождения Петра Чаадаева)
В январе 1837 года с Петром Чаадаевым беседовал московский обер‐полицмейстер Лев Цынский. Генерал‐майор был знаменит своим бодрящим афоризмом: "Я слышу молчание!". Но Петр Яковлевич не молчал - и Лев Михайлович услышал всё, что надо было слышать.
Мужчины обсуждали даму, что понятно. Тем более, что повод был скандальный.
Чаадаев к этому имел прямое отношение.
Как только заварилась каша с публикацией в журнале "Телескоп" его письма (философического) - едва распутывать скандал стал лично государь - в Московское губернское правление немедленно примчался муж той самой "Г-жи***", которой было адресовано письмо философа.
Высокий свет, всё положительное общество прекрасно знало, что это письмо не единственное (позже из переписки с г-жой*** сложится 8 "Философических писем"). Письма не первый год ходили по рукам и никого особенно не волновали - пока вот это первое письмо не напечатали (что означало, будто власть готова разделить подобный образ мыслей).
Да и мало для кого было большим секретом: "сударыню", к которой обращался в письмах Чаадаев, зовут Екатериной Пановой.
Кто такая?
С Чаадаевым они уже лет десять как знакомы - ей было 20 с хвостиком, теперь ей 32, полжизни замужем (с 17-ти), бездетная, живет в Москве или в деревне, где владеет 150-ю душами. В девичестве фамилия Екатерины была - Улыбышева, из приличной семьи: отец служил российским посланником в Дрездене, брат - известный музыковед, автор трудов о Моцарте.
Однако же теперь - едва узнав о чаадаевском скандале, супруг Панов немедленно потребовал, чтобы его жену признали сумасшедшей.
Журнал был напечатан в октябре - а в декабре уже Московское губернское правление по требованию мужа освидетельствовало умственные способности его жены. Екатерины нервничала, отвечала дерзко, называла себя убежденной "республиканкой" и даже признавала, что при виде мужа "дрожит до отчаяния, до исступления, особенно когда ее начинают бить и вязать".
Губернское правление признало, что расстройство налицо - Панову поместили в спецлечебницу доктора Василия Саблера (для справки: он был не садист, известен мягким, даже эстетическим подходом к пациентам).
Собственно это генералу Цынскому хотелось обсудить с философом.
Но Чаадаев сразу возбудился.
Наконец-то все услышат: это он, философ, оказался жертвой этой полоумной "философки"!
Не Чаадаев, а Панова не в своем уме!
По Чаадаеву, виновны были все - и цензор-ротозей, и сосланный уже в тмутаракань издатель Надеждин (исказил его письмо "дурным переводом" с французского). Но виноватее других - безумная "сударыня".
После беседы Чаадаев тем же вечером составил длинное письмо и завтра же отправил генералу Цынскому. Расставил над Пановой точки еще раз, практически прибил гвоздями.
Беседы с ней философу служили просто "утешением в дни крайней нужды". Гулял по парку - "находил в этих свиданиях развлечение".
Не виноват же он, что те свидания открыли Катеньке Пановой "прелесть в познании и в величавых эмоциях созерцания". Мало ли что могла себе вообразить замужняя "сударыня".
Вокруг шептались с первых дней: приятели считали, что знакомство с ней его компрометирует. Но литератор Лонгинов (позже - орловский губернатор), с которым Чаадаев откровенничал в последние годы жизни, точно знал, что к этой "милой женщине" Петр Яковлевич все-таки испытывал довольно "близкую приязнь": она ценила "все, что доставляет изящнейшие и чистейшие душевные наслаждения", но только не умела применять свои "достоинства".
Ей было двадцать с небольшим, и письма были пылкими: "Вот уже ровно год, как я имела счастье познакомиться с вами, и все бывшее раньше кажется мне смутным и неясным".
Или вот так: "Я со всем жаром, со всем энтузиазмом, свойственным моему характеру, отдалась этим столь новым для меня чувствам".
Тем более, что Чаадаев отвечал: "Сударыня. Прямодушие и искренность - именно те черты, которые я в вас более всего люблю и ценю".
И даже более того: "Я вовсе не проповедую вам мораль слишком строгую".
Из сохранившихся писем Пановой и "Философических писем" Чаадаева - как предлагал когда-то видный литературовед Михаил Гершензон - нетрудно составить их импровизированный диалог.
Сам по себе достаточно красноречивый.
"Вы, - написал он ей, - сударыня, как бы созданная для испытания всех самых сладостных и чистых душевных наслаждений. Но чего вы, спрашивается, достигли при всех этих преимуществах?"
Кругом же атмосфера рабства - негде применить ее таланты.
"Эти рабы, которые вам прислуживают, разве не они составляют окружающую вас атмосферу?.. Вот заколдованный круг, в нем все мы гибнем".
Надо избавиться - он написал - от "вредного воздействия воздуха, которым вы дышите".
Она потрясена - такой мужчина, он ее герой. И, кажется, уже на все согласна. Даже так: "У меня возникло горделивое, безумное желание пренебречь судом общества".
Философ одобрял ее решительность - в широком смысле: "Сударыня, вы должны создать себе собственный мир, раз тот, в котором вы живете, стал вам чуждым".
Как было Кате понимать его - когда она, жена помещика и агронома, читала строки Чаадаева, что именно "отсутствие изящного в нашей домашней жизни" - вообще "одна из главных причин, замедляющих у нас прогресс"?!
Вот так, по-девичьи, и понимала: "Страничка вашего письма, направленная главным образом в область чувства, заставила меня проливать слезы".
А он призывал ее еще - подумать о великой Схизме, поделившей христиан на Запад и Восток, католиков и православных. "Смело вверьтесь, сударыня, волнениям, вызываемым в вас мыслями о религии".
Прежде ее смущала мысль о католичестве - но раз уж Петр Яковлевич... Между прочим, с этих пор круг чаадаевских приятелей дал Пановой кодовое имя - "Католичка".
Сударыня прониклась новым чувством так, что - как бы ни боялась показаться Чаадаеву "сумасбродной или экзальтированной", - скоро ей пришлось признаться: "Все эти столь различные волнения, которые я не в силах умерить, значительно повлияли на мое здоровье".
И это Чаадаева насторожило: "Неужели это печальное следствие наших бесед?"
Панова простодушно признавалась - ну а что ж еще. "Хорошо помню время, когда несколько знаков внимания с вашей стороны возвращали мир и покой в мое сердце, потерявшее надежду обрести счастье на этой земле!"
А, так вот о чем она.
Он, значит, ей о неизбежном богочеловеке, о новом нравственном перевороте - предлагает даже разделить "апостольскую миссию" - а она вон что.
Он воспарил - а она приземлила.
Чаадаев тут же настоятельно советовал Пановой бросить всё - и быстренько в деревню. "У вас прелестная усадьба: почему бы вам не перенести туда свой домашний очаг до конца ваших дней?"
И мужу хорошо опять же - продолжал бы там кропать свои брошюры по сельхозработам. Ну и вообще.
Там, - говорит Пановой Чаадаев, - "обретете наконец в своем уединении такие чувственные наслаждения, о которых в светском обществе и понятия не имеют".
И она помчалась.
Но, к несчастью, тут же убедилась, что супруг Панов не умный агроном, а чистый угнетатель крепостных крестьян. Кроме того, он весь в долгах и силой выбивает у нее права на имение.
"Я не хотела даже скрывать от него моё презрение" - и даже "заявила ему, что мы больше не сможем жить вместе".
В ответ муж запер бедную Екатерину и начал вместе со своей любовницей издеваться так, что у нее "навязчивой идеей стала мысль о смерти".
Подробно описав весь ужас Чаадаеву, она добавила: "Врач, которому я доверилась, человек знающий и почтенный, сказал, что он не отвечает за меня, если я буду дольше жить с моим палачом".
Этого только Чаадаеву и не хватало.
Приуныл: "Сударыня. Мне, признаться, трудно оторваться от широких горизонтов… В сладостном чаянии грядущего блаженства людей мое прибежище".
Разволновался: "Последствия я должен был предвидеть, да я их и предвидел".
А эта нервная Панова о своем - да так настойчиво: "Я должна бы просить у вас прощения за то, что я хочу, так сказать, принудить вас заниматься мною… Но будьте снисходительны…"
Что же ему теперь - бросать из-за нее свою "апостольскую миссию"?
Чаадаев встретился с ее супругом - тот потом со смехом передал, что говорил о ней философ. В ужасе она писала: "Вы стали удаляться от нашего общества, но я не угадывала причины этого. Слова, сказанные вами моему мужу, просветили меня на этот счет. Не стану говорить вам, как я страдала… Это было жестоким, но справедливым наказанием..."
И, кстати, Чаадаев одолжил Панову тысячу рублей.
А что касается Екатерины - он ей предложил: "Сударыня, не всего ли лучше облечься в одежды смирения, столь приличные вашему полу?"
Панова окончательно расквасилась: "Поверьте мне, если не думаете, что я низкая и презренная женщина, как, может быть, старался утверждать Панов…"
Вот и веди таких неподготовленных сударынь в свои альковы философии. Это, разумеется, ему урок.
Теперь вот Чаадаев генералу Цынскому и объясняет - правда, несколько туманно: обсудили, мол, с ее супругом вопрос о денежных долгах - как тут же прилетело от г-жи Пановой "довольно грубое" письмо.
Грубиянка написала ему: "Если бы вы пожелали, вы, может быть, смогли бы помочь мне выйти из ненадежного и неприятного положения… Надеюсь снова увидеть вас в ближайшие дни".
Безумная, понятно.
Он был непреклонен: "Не будем говорить более об этом. Есть режим для души, как есть режим и для тела: надо уметь ему подчиниться".
Что дальше? Ничего.
Зато Катя Панова осталась литературной фигурой речи, безымянной "сударыней" его философического подвига.
Нет, генералу Цынскому философ прямо заявил как на духу: если эта "несчастная женщина теперь в сумасшествии", к тому же "почитает себя бессмертною и в припадках бьёт людей", - то он, Петр Яковлевич Чаадаев, просит "мудрое правительство не обращать никакого внимания на слова безумной женщины".
Оградить его от этой сумасшедшей.
Известно, что монарх все же решил, чтоб за здоровьем самого Чаадаева присматривали доктора из ведомства обер-полицмейстера Цынского.
Похоже, что монарх и сам был в замешательстве - такой парадоксальный автор: когда-то чуть не стал флигель-адъютантом императора, без объяснения подал в отставку; только что, недавно попросил себе пост в минпросвещения - в ответ предложен был высокий чин в минфине - отказался - отказался - вроде бы сошлись на должности в минюсте - но Чаадаев снова исчез. А как понять написанное им? То о вселенской миссии России - то о том, что мы лишь язва на теле Европы.
Изоляция философа была, конечно, символической. Одного штаб-лекаря он сам забраковал - тот приходил нетрезвым. Предложили выбрать самому - он выбрал доктора Гульковского, лечился у него и прежде. Тот Чаадаеву сочувствовал и лишний раз не досаждал. Через год он был официально признан вновь "нормальным". Хотел того царь или нет, но Чаадаеву он этим "сделал биографию".
Как написал в воспоминаниях его племянник Жихарев, "в несчастии Чаадаев сделался предметом общей заботливости и общего внимания". Философ скоро, успокоившись, вернулся к прежнему самоощущению - интеллектуальной достопримечательности, вечного изгнанника, непонятого "лишнего человека".
О сумасшествии, если вчитаться в письма, дневники тех лет, чаще всего злословили приятели философа. "Кажется, что он немного тронулся". "Он, конечно, ментально болен". И вообще его волнует не царский приговор - а "что скажут о признании его умалишенным знаменитые друзья его, ученые Balanche, Lamené, Guisot и какие-то немецкие Шустера-Метафизики".
Сам Петр Яковлевич взял себе название: "философ женщин".
Поэт-гусар Денис Давыдов скажет злее: "старых барынь духовник".
Ну, старые не старые, а были очень даже ничего.
О философии его всерьез не говорили, пока через два десятка лет Герцен не признал Чаадаева жертвой тирании и карательной психиатрии.
Сам Чаадаев отбивался и от Герцена - предупреждал его: "Стыдно было бы, чтобы в наше время русский человек стоял ниже Котошихина". На что он намекал? Григорий Котошихин - перебежчик, писец Посольского приказа допетровских времен. Сбежал к шведам, написал там злобную пародию на "историю Московии", потом стал никому не нужен - и лишился там же головы.
Ни Герцену и никому уже было не важно, что у Чаадаева на самом деле на уме. А он все время повторял: "Да что я сделал, что я сказал такого, что могло бы послужить основанием к обвинению меня в оппозиции? Я только одно непрестанно говорю, только и делаю, что повторяю, что всё стремится к одной цели и что эта цель есть Царство Божие…"
Он говорил и сам, что философия его - интерпретация одной важнейшей мысли. История есть путь к созданию в мире Царствия Божия. Россия выпала из мировой истории и отошла от целей и смыслов, составляющих содержание жизни европейских народов. Но если в мировой истории есть провиденциальный смысл - то эта исключенность, следовательно, тоже не случайна. И это означает, что России предстоит либо вернуться, растворившись в общей мировой истории, признав свое прошлое и настоящее "пустотой" и став уроком для других - либо эта "пустота" станет как раз преимуществом России: она по Чаадаеву "получила в удел задачу дать в свое время разгадку человеческой загадки".
Конечно, он писал о "рабской атмосфере". Но при этом много раз писал приятелям: валить все на "правительство", на "обстоятельства" нелепо. "Безграничная свобода" - миф. Она не служит "непременным условием умственного развития". Напоминал про деспотический Восток, откуда "мир получил все свое просвещение"; про арабов, не знавших демократии, -"между тем мы обязаны им доброй частью наших познаний".
"Наконец, думаете ли вы, что цензура, кинувшая Галилея в темницу, была мягче цензуры г. Уварова с товарищами? Но не вертится ли с тех пор земля, приведенная в движение толчком ноги Галилея?
Итак, будьте гениальны, и все устроится".
И будет на земле желаемое Царство Божие.
Ладно бы Герцен, ладно бы мы с тех пор так Чаадаева и не услышали. Но другой вопрос: увидела ли это Царство "философка" Катенька Панова?
С тех пор он больше с ней не виделся. Исчезла - как и не было.
Хотя она пережила его: он дожил до 1856-го, а она была жива по крайней мере до конца 1860-х. Как у неё сложилась жизнь - густой туман. Но ничего хорошего.
Из психлечебницы ее скоро выпустили - сумасшедшей она не была. Лет через 15 старший брат Александр Улыбышев завещал всё самое ценное (в духовном смысле) любимому ученику, композитору Милию Балакиреву - и ей, дорогой сестре: ему скрипки и нотную библиотеку, а Екатерине свои рукописи и книги. А дальше ее путь теряется - однажды только внук Улыбышева вспомнит про какую-то старуху на одной ноге, жившую в дедовской усадьбе: там ее дразнили "философкой". Но ни могилы, ни портрета, ничего.
Можно, конечно, отмахнуться: бабья доля. Вообразила невесть что. Да мали ли кого выбрасывало на обочину.
А все же вывихнул её судьбу "философический роман".
И всё же факт: под знаменем такого самоотречения рождались многие такие "философки". Не письма, а пожар в мозгах.
Корить философа за бедную Панову - дело совсем неблагодарное.
Задолго до скандала с "Философическим письмом", пусть и с купюрами, но вышли главы грибоедовского "Горя от ума" - в Чацком узнавали Чаадаева. Пять лет прошло со дня премьеры комедии на Александринской сцене. Диагноз "сумасшествие" носился в воздухе. И сумасшествие скрывало странные пути героев будущих столетий. То вечно недолюбленные "лишние люди", то "нигилисты", сами себе богочеловеки - то сестры Катеньки Пановой, очарованные верой и идеей девушки, готовые на всё.
Но, между прочим, Пушкин взял у Чаадаева - из стихотворной повести о несчастной любви "Рыбаки" - почти дословную цитату, которой знаменитая замужняя Татьяна Ларина отвергла своего Онегина. У Чаадаева было так: "Ты говорил - но все напрасно! - Уж я с другим обручена! Уж я другому отдана!".
Но тут надо сказать о другом. Пушкин не только написал (но не отправил) приятелю-философу знаменитый ответ на публикацию его "Философического письма" - о том, "что ни за что на свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю".
В разгар скандала никому уже и дела не было - а что с Пановой? Что теперь будет с ней. И Пушкин был единственным, кто вдруг обеспокоился ее судьбой.
Писал Денису Давыдову: что с бедной "Католичкой"? Тот отмахнулся, посоветовал спросить у Александра Тургенева: "он, может, успокоит насчет Католички". Успокоить было нечем. Да и что такое слезы Катеньки - когда всех ждут великие дела?
Но Пушкин волновался. Может, потому и - гений.
(Продолжение - в части 2)