Как пишет РИА Новости со ссылкой на ведомство, к этому времени министерство подготовит и утвердит соответствующие нормативные правовые акты. При этом те студенты, которые уже начали учиться по программам, действующим сейчас, смогут закончить обучение, не переходя на новые стандарты. То есть даже если студент начал учиться по программе бакалавриата, а в новой системе высшего образования эта же программа выйдет на уровень специалитета, доучиваться человек будет по старой схеме.
По словам главы Минобрнауки Валерия Фалькова, переходу на новую модель образования будет посвящен весь 2025 год. Министр отмечал ранее, что среди принципов работы, которые будут заложены в новую модель - "усиление фундаментальных начал и качественная практикоориентированность".
За год до перехода на новые "рельсы" в вузах размышляют о том, на что нужно обратить внимание в первую очередь. Вот что предлагают герои публикаций "РГ".
Владимир Шевченко, ректор МИФИ:
- Нужно четко договориться о том, каковы оптимальные сроки обучения по разным направлениям на уровне базового образования. Мы полагаем, что оно не должно быть у всех шестилетним или у всех четырехлетним. Нужна вариативность. Также нужно понять роль магистратуры. Очевидно, что она сильно изменится. В новой модели, когда человек, получивший базовое образование, готов выходить на рынок труда, неочевидны мотивы, по которым он захотел бы еще два года проучиться в магистратуре. Роль и место этого уровня образования требует серьезного переосмысления всеми участниками образовательного процесса. Мое мнение: магистратура останется не во всех университетах и должна будет двигаться в сторону расширенного дополнительного образования.
Елена Суханова, директор Института образования Томского государственного университета:
- Обновление системы высшего образования нацелено на то, что мы обеспечиваем студентам ускоренный выход на рынок труда. Либо мы уменьшаем время на подготовку их на предприятии, либо трудоустраиваем студентов уже в процессе учебы. А насколько студенты готовы и насколько мы можем создать условия для этого? Работодатели ждут от нас "упакованного" суперспециалиста, готового к сложным коммуникациям, ответственного, с ценностной картиной мира. Было бы здорово придумать здесь какие-то ходы для "подкачки" психологической, социальной зрелости, подготовки человека к его профессиональным отношениям в достаточно молодом возрасте.
Максим Демин, и. о. ректора Балтийского федерального университета им. Канта:
- Сейчас мы, как мне кажется, еще не можем определенно сказать, что вот эта предложенная модель самая точная, отвечающая всем нашим ожиданиям. А самое главное - тиражируемая. И еще одно: если мы говорим про исследовательские магистратуры, аспирантуры, то на естественников и на гуманитариев одна и та же модель не проецируется вообще. Здесь еще нужно работать.
Справка "РГ"
Указ о запуске реформы высшего образования президент РФ Владимир Путин подписал в мае 2023 года. Суть - в обновлении уровней высшего образования. Создается система с базовым высшим образованием, специализированным - магистратура, ординатура, ассистентура-стажировка, а также профессиональным - аспирантура. Сроки обучения на базовом высшем - от 4 до 6 лет, в магистратуре - от 1 до 3 лет. Базовое высшее образование будет считаться полноценным и достаточным для трудоустройства.
В мае 2023 года также стартовал пилотный проект, участниками которого стали шесть ведущих университетов - МАИ, МИСИС, МПГУ, БФУ имени Канта, Санкт-Петербургский горный университет и Томский госуниверситет.