- Если посмотреть на итоги года, то декабрь стал самым неблагоприятным для безопасности полетов месяцем. Гибель почти всех находившихся на борту южнокорейского самолета плюс пятеро погибших в других происшествиях увеличили число жертв в 2024 году до 296 человек. Для сравнения: за весь период с начала января до конца ноября прошлого года погибло 112 человек, - рассказал "РГ" генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко.
Эксперт привел подробности декабрьской статистики авиационных происшествий в мире.
3 декабря. При выполнении пассажирского рейса из Лос-Анжелеса (США) в Гонконг (Китай) самолет Boeing 787-9 американской авиакомпании United над Тихим океаном попал в сильную турбулентность. Один из бортпроводников получил серьезные травмы.
10 декабря. Ан-2Р российской компании Mobil Avia, на борту которого находилось 6 пассажиров и 2 пилота, следовал по маршруту Ямбург - посадочная площадка Тамбей. Из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку в километре от точки назначения. Люди не пострадали.
11 декабря. Экипаж грузового Boeing 737-400 нигерийской авиакомпании Allied Air выполнял рейс из Лагоса в Абуджу. При выполнении посадки в простых метеоусловиях самолет выкатился вправо от взлетно-посадочной полосы и получил значительные повреждения. На грунтовой поверхности обнаружен след только от левой стойки шасси. Находившиеся на борту не пострадали.
16 декабря. После заруливания Boeing 737-800 авиакомпании TUI Airways на стоянку в аэропорту Ист Мидлендс (Великобритания) бортпроводник (в светлое время суток) открыл дверь и упал на перрон - трап еще не был подстыкован к фюзеляжу. Бортпроводник получил серьезные травмы и был госпитализирован.
17 декабря. Cessna 208 Caravan врезался в здание недалеко от международного аэропорта имени Дэниела К. Иноуе в Гонолулу (штат Гавайи, США). Оба находившихся на борту человека погибли. Экипаж выполнял тренировочный полет. Здание, в которое врезался самолет, на момент катастрофы пустовало, так как было предназначено для сноса.
17 декабря. Перевозивший груз самолет Cessna 208B Grand Caravan EX совершил аквапланирование после посадки на мокрую ВПП и выкатился за ее порог в Альто-Алегре. При столкновении с деревьями самолет получил значительные повреждения. Оба пилота не пострадали.
18 декабря. Два человека, находившиеся на борту Bombardier Challenger 300, погибли при посадке в Буэнос-Айресе, когда самолет выкатился за пределы ВПП и загорелся за периметром аэропорта. По данным сайта FlightAware, Challenger 300 совершил 30-минутный полет из Мальдонадо (Уругвай) и приземлился в международном аэропорту Сан-Фернандо к северо-западу от Буэнос-Айреса.
На видео, снятых с разных точек обзора и опубликованных в социальных сетях, видно, как бизнес-джет врезается в ограждение за концом взлетно-посадочной полосы, пересекает улицу и исчезает в жилом квартале. Видно, как спасатели тушат возникший пожар.
18 декабря. Самолет Lockheed L-100-30 Hercules авиакомпании Lynden Air Cargo потерпел аварию при посадке в международном аэропорту Анкориджа (штат Аляска, США). Никто не пострадал, но самолет получил значительные повреждения. NTSB передало дело в офис в Вашингтоне и причислило его к разряду "отказ системы/компонента (несиловой): отказ конструкции самолета".
19 декабря. Aн-2 с тремя членами экипажа на борту пропал примерно в 80 км от поселка Ключи. В результате поисково-спасательной операции самолет через три дня был обнаружен. Все три человека живы, но нуждались в госпитализации для оценки состояния их здоровья. Самолет следовал из Мильково в Оссору.
22 декабря. ATR 72-600 британской авиакомпании Emerald Airlines в результате грубой посадки в сложных метеоусловиях получил разрушение носовой стойки шасси в аэропорту Белфаста. Фотографии с места происшествия показывают, что самолет коснулся земли носовой стойкой, что привело к ее разрушению. Видны значительные повреждения шасси и передней части самолета.
23 декабря. Airbus A220-300 авиакомпании Swissai, летевший из Бухареста в Цюрих, был перенаправлен в Грац после проблем с двигателем, а также поступления отравленного воздуха в кабину пилотов и пассажирский салон. Посадка в Граце была выполнена благополучно, Все 74 пассажира были эвакуированы. Двое бортпроводников в результате отравления дымом были госпитализированы. Один из них через три дня скончался в больнице.
28 декабря. Самолет DHC-8-402Q, выполнявший рейс авиакомпании PAL Airlines из Сент-Джонса в Галифакс (Канада), получил значительные повреждения при посадке. По словам очевидцев, левая основная стойка шасси разрушилась. Все 77 человек, находившиеся на борту, были эвакуированы без серьезных травм.
29 декабря. Boeing 737-800 авиакомпании Jeju Air совершал аварийную посадку в международном аэропорту Муан в Южной Корее с невыпущенными шасси, выкатился за конец ВПП и столкнулся с антенной решеткой курсового радиомаяка ILS, установленной на бетонной платформе. Самолет распался на части и вспыхнул. Хвост отделился в районе начала вертикального стабилизатора и остался относительно целым. На борту находился 181 человек. Погибли 179. Выжили только две стюардессы, сидевшие в хвостовой части.
Заметим, что в статистику, представленную Фондом безопасности полетов, не включено трагическое событие, которое произошло 25 декабря с самолетом ERJ-190 авиакомпании Azerbaijan Airlines.
- Детальный анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации в прошлом году еще впереди, хотя некоторые опасные тенденции уже прослеживаются, - комментирует Сергей Мельниченко. - Авиационные аналитики согласны с тем, что в авиации до 80% авиационных происшествий происходит из-за "человеческих факторов". Причем если в течение довольно ограниченного времени удалось резко сократить трагедии, возникавшие, скажем, из-за отказов техники, то улучшить ситуацию с "человеческими факторами" не удается уже в течение нескольких десятилетий.
И тем не менее, не будем заканчивать плохими новостями, - замечает эксперт. Ведь, если говорить о мире в целом, то ситуация с безопасностью перевозок в авиации намного лучше, чем, например, на железнодорожном транспорте: зарубежные исследователи посчитали, что на каждые 100 миллионов миль (1 миля равняется 1,61 км) полетов или поездок в гражданской авиации коэффициент смертности составляет 0,01, а на железных дорогах - 0,04. Автотранспорт - еще в худшем для него сравнении с гражданской авиацией. А если взять смертность при езде на велосипеде, то за год гибнет в 11 раз больше велосипедистов, чем авиапассажиров.
Но в новости прежде всего попадают происшествия в гражданской авиации, а не аварии с велосипедистами. И это понятно: если одновременно гибнет несколько десятков, а то и сотен человек, то всегда возникают вопросы - как этого можно было избежать. А авария на дороге стала настолько обычным делом, что о ней можно узнать чаще всего из специализированных источников.
- Так что не бойтесь летать. Но летайте пристегнутыми всегда, когда вы сидите в кресле, и летайте трезвыми. Желаю всем в новом году безопасного неба! - призывает Сергей Мельниченко.