В минском метро открыли три новые станции. Как они выглядят?
Смотрим в одном направлении
В момент своего открытия в 1984 году Минский метрополитен был девятым по счету в Советском Союзе. Спустя четыре десятилетия он включает в себя три линии, 36 станций, 3 электродепо и почти 45 км железнодорожного полотна в двухпутном исчислении. Белорусы в развитии подземных пассажирских перевозок ориентируются на передовой опыт партнеров по Союзному государству, гордятся проверенным десятилетиями сотрудничеством с российскими коллегами и сверяют с соседями свои достижения. В частности, представители Минского метрополитена в прошлом году не раз подчеркивали, что по объемам перевозок белорусы занимали третье место среди метрополитенов СНГ и имели высокие технико-эксплуатационные показатели, уступая только Москве и Санкт-Петербургу.
Тенденции развития метро у нас также общие. К примеру, новые станции зеленой ветки, продлившие ее на юг города, - как и в Москве, уже не мраморные дворцы, а транспортные комплексы, выполненные с применением современных материалов. "Аэродромная" на месте бывшего аэропорта - в сине-белых тонах, светодиодные светильники по форме напоминают облака. Дизайн "Неморшанского Сада" навеян природной тематикой: колонны символизируют стволы деревьев, а потолок выполнен в зеленом цвете. При отделке "Слуцкого Гостинца" использованы мотивы знаменитых слуцких поясов, а стены и потолки выполнены в васильковом цвете.
Надежная сцепка
По новой ветке наряду с запущенными в 2020-м составами "Штадлер" с швейцарско-белорусской родословной теперь курсируют российские составы "Минск-2024", спроектированные и изготовленные российским предприятием "Метровагонмаш" в соответствии с запросами Минского метрополитена. По сути, это известный россиянам подвижной состав серии 81-765/766 "Москва", но со своими наворотами. К примеру, на станциях Зеленолужской линии белорусской столицы применяются платформенные двери, и для синхронизации с ними вагоны были доработаны как конструкционно, так и с точки зрения систем управления. В частности, по габаритам составы на несколько десятков сантиметров короче базовой модели - это сделано для того, чтобы его дверные проемы лучше совмещались с защитными экранами. В поставленной россиянами технике предусмотрены автоведение и кондиционирование, все вагоны со сквозными проходами, расширенными дверными проемами, механизмы которых оснащены системой противозажатия.
К слову, завод "Метровагонмаш" сотрудничает с Минским метрополитеном с момента пуска белорусской подземки в 1984 году. Сейчас в белорусской столице большая часть подвижного состава - производства предприятия в Мытищах. Есть также поезда питерского ЗАО "Вагонмаш" и упомянутые выше "Штадлеры". Последний, как известно, не выдержал испытания санкциями, поэтому минчане в 2023-м вновь сделали заказ в России - на сей раз на 28 современных вагонов метро. И не прогадали - пассажиры очень довольны!
Традиции в металле и камне
Что касается прочей технической начинки минской подземки, то у нее также есть российские "корни". В частности, с 1980-х белорусы спускались на посадочные платформы на ступенях ленинградских эскалаторов ЭТ-5М. Это лишь в последние годы на новых станциях устанавливают отечественные эскалаторы и траволаторы.
Что точно не подвластно времени, так это общая история возведения советских метрополитенов и российская архитектурная составляющая первых станций минской подземки. Напомним: в уже далекие 1970-е материалы для белорусской стройки обеспечивали предприятия из Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Баку и многих других городов. На одной из центральных станций, "Площадь Ленина", путевые стены облицованы розово-коричневым мрамором "Буровщина" иркутского месторождения, верхняя часть и области для названий - белым мрамором "Коелга" уральского месторождения. Тот же белый мрамор красуется и на стенах "Октябрьской", "Площади Победы", "Площади Якуба Коласа", "Академии наук"...
Станция "Московская" - это отдельная история. Художественные элементы выполнены в технике флорентийской мозаики напрямую в мраморе. Композиции "Московский Кремль", "Государственный исторический музей", "Большой театр" и другие выложены из кусочков мрамора, также привезенного из российских месторождений.
А еще у белорусов и россиян общие традиции проектирования подземных объектов. Во-первых, институт "Минскметропроект" был образован в 1977-м как филиал Всесоюзного проектно-изыскательского института "Метрогипротранс". А во-вторых, в его портфолио есть работы, воплощенные в натуральную величину в России. Например, станции Московского метрополитена "Алма-Атинская", "Некрасовка", "Лухмановская", "Улица Дмитриевского", автодорожные тоннели на трассе Адлер - Красная Поляна в Сочи, а также межтерминальный переход между Северным и Южным комплексами аэропорта Шереметьево в российской столице.
Далее - без остановок
Строительство метро в Минске продолжается. Уже через несколько лет третий подземный транспортный диаметр белорусской столицы прирастет еще четырьмя станциями. После чего начнется возведение четвертой линии, кольцевой, дублирующей второе автотранспортное городское кольцо. А дальше? Дальше - больше. На торжественной церемонии открытия нового участка 30 декабря 2024 г. Президент Беларуси Александр Лукашенко вспомнил, как в 1990-е ему предлагали прикрыть строительство метро, так как это очень дорого. Он не послушал советчиков и уверен, что поступил правильно.
Более того, Глава государства потребовал нарастить темпы строительства новых станций: "Надо быстрее - в два раза".
Президент поставил задачу строить так, чтобы было удобно пассажирам, но без излишеств: негоже под землю загонять дворцы. При рациональном подходе удастся сделать больше. А еще Александр Лукашенко напомнил о своем требовании связать столицу с городами-спутниками Минска: "Надо нам их тоже, где нужно, связать надежным метро, но уже не под землей, а поверху..."