В минском метро открыли три новые станции. Как они выглядят?

Символический ключ от трех новых станций Минского метрополитена получил директор транспортного предприятия Алексей Шилов.
Символический ключ от трех новых станций Минского метрополитена получил директор транспортного предприятия Алексей Шилов. / Илья Шведко
По сравнению с Москвой, где метро развивается семимильными шагами (только в 2024-м открыто восемь станций), минская подземка выглядит скромнее. Тем не менее открытие под занавес прошлого года в столице Беларуси трех новых станций - событие для города и страны историческое. Фактически метро приросло сразу на 10 процентов, и третья линия, появившаяся на транспортной карте города только в 2020 году, приобрела стратегическое значение для транспортной системы двухмиллионного Минска.

Смотрим в одном направлении

В момент своего открытия в 1984 году Минский метрополитен был девятым по счету в Советском Союзе. Спустя четыре десятилетия он включает в себя три линии, 36 станций, 3 электродепо и почти 45 км железнодорожного полотна в двухпутном исчислении. Белорусы в развитии подземных пассажирских перевозок ориентируются на передовой опыт партнеров по Союзному государству, гордятся проверенным десятилетиями сотрудничеством с российскими коллегами и сверяют с соседями свои достижения. В частности, представители Минского метрополитена в прошлом году не раз подчеркивали, что по объемам перевозок белорусы занимали третье место среди метрополитенов СНГ и имели высокие технико-эксплуатационные показатели, уступая только Москве и Санкт-Петербургу.

Тенденции развития метро у нас также общие. К примеру, новые станции зеленой ветки, продлившие ее на юг города, - как и в Москве, уже не мраморные дворцы, а транспортные комплексы, выполненные с применением современных материалов. "Аэродромная" на месте бывшего аэропорта - в сине-белых тонах, светодиодные светильники по форме напоминают облака. Дизайн "Неморшанского Сада" навеян природной тематикой: колонны символизируют стволы деревьев, а потолок выполнен в зеленом цвете. При отделке "Слуцкого Гостинца" использованы мотивы знаменитых слуцких поясов, а стены и потолки выполнены в васильковом цвете.

Надежная сцепка

По новой ветке наряду с запущенными в 2020-м составами "Штадлер" с швейцарско-белорусской родословной теперь курсируют российские составы "Минск-2024", спроектированные и изготовленные российским предприятием "Метровагонмаш" в соответствии с запросами Минского метрополитена. По сути, это известный россиянам подвижной состав серии 81-765/766 "Москва", но со своими наворотами. К примеру, на станциях Зеленолужской линии белорусской столицы применяются платформенные двери, и для синхронизации с ними вагоны были доработаны как конструкционно, так и с точки зрения систем управления. В частности, по габаритам составы на несколько десятков сантиметров короче базовой модели - это сделано для того, чтобы его дверные проемы лучше совмещались с защитными экранами. В поставленной россиянами технике предусмотрены автоведение и кондиционирование, все вагоны со сквозными проходами, расширенными дверными проемами, механизмы которых оснащены системой противозажатия.

К слову, завод "Метровагонмаш" сотрудничает с Минским метрополитеном с момента пуска белорусской подземки в 1984 году. Сейчас в белорусской столице большая часть подвижного состава - производства предприятия в Мытищах. Есть также поезда питерского ЗАО "Вагонмаш" и упомянутые выше "Штадлеры". Последний, как известно, не выдержал испытания санкциями, поэтому минчане в 2023-м вновь сделали заказ в России - на сей раз на 28 современных вагонов метро. И не прогадали - пассажиры очень довольны!

Новые станции - уже не мраморные дворцы, а транспортные комплексы из современных материалов. Фото: БЕЛТА

Традиции в металле и камне

Что касается прочей технической начинки минской подземки, то у нее также есть российские "корни". В частности, с 1980-х белорусы спускались на посадочные платформы на ступенях ленинградских эскалаторов ЭТ-5М. Это лишь в последние годы на новых станциях устанавливают отечественные эскалаторы и траволаторы.

Что точно не подвластно времени, так это общая история возведения советских метрополитенов и российская архитектурная составляющая первых станций минской подземки. Напомним: в уже далекие 1970-е материалы для белорусской стройки обеспечивали предприятия из Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Баку и многих других городов. На одной из центральных станций, "Площадь Ленина", путевые стены облицованы розово-коричневым мрамором "Буровщина" иркутского месторождения, верхняя часть и области для названий - белым мрамором "Коелга" уральского месторождения. Тот же белый мрамор красуется и на стенах "Октябрьской", "Площади Победы", "Площади Якуба Коласа", "Академии наук"...

По новой ветке минского метро курсируют составы "Минск-2024" российско- го производства

Станция "Московская" - это отдельная история. Художественные элементы выполнены в технике флорентийской мозаики напрямую в мраморе. Композиции "Московский Кремль", "Государственный исторический музей", "Большой театр" и другие выложены из кусочков мрамора, также привезенного из российских месторождений.

А еще у белорусов и россиян общие традиции проектирования подземных объектов. Во-первых, институт "Минскметропроект" был образован в 1977-м как филиал Всесоюзного проектно-изыскательского института "Метрогипротранс". А во-вторых, в его портфолио есть работы, воплощенные в натуральную величину в России. Например, станции Московского метрополитена "Алма-Атинская", "Некрасовка", "Лухмановская", "Улица Дмитриевского", автодорожные тоннели на трассе Адлер - Красная Поляна в Сочи, а также межтерминальный переход между Северным и Южным комплексами аэропорта Шереметьево в российской столице.

В минском метро внедрены интеллектуальные системы управления движением поездов, оплаты проезда. Фото: Илья Шведко

Далее - без остановок

Строительство метро в Минске продолжается. Уже через несколько лет третий подземный транспортный диаметр белорусской столицы прирастет еще четырьмя станциями. После чего начнется возведение четвертой линии, кольцевой, дублирующей второе автотранспортное городское кольцо. А дальше? Дальше - больше. На торжественной церемонии открытия нового участка 30 декабря 2024 г. Президент Беларуси Александр Лукашенко вспомнил, как в 1990-е ему предлагали прикрыть строительство метро, так как это очень дорого. Он не послушал советчиков и уверен, что поступил правильно.

Уже через несколько лет третий подземный транспортный диаметр белорусской столицы прирастет еще четырьмя станциями

Более того, Глава государства потребовал нарастить темпы строительства новых станций: "Надо быстрее - в два раза".

Президент поставил задачу строить так, чтобы было удобно пассажирам, но без излишеств: негоже под землю загонять дворцы. При рациональном подходе удастся сделать больше. А еще Александр Лукашенко напомнил о своем требовании связать столицу с городами-спутниками Минска: "Надо нам их тоже, где нужно, связать надежным метро, но уже не под землей, а поверху..."

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться