Психолог назвала необычный способ развития эмоционального интеллекта ребенка

Эмоциональный интеллект - это умение человека понимать собственные и чужие эмоции, управлять ими. Этот навык повышает уверенность в себе, делает детей более чуткими и отзывчивыми по отношению к окружающим, помогает успешно справляться с возникающими трудностями. О том, как развивать эмоциональный интеллект с помощью домашнего театра, рассказала читателям "РГ" психолог Городского психолого-педагогического центра Ирина Абубякирова.
istock

Организуя домашний театр, подбирайте материал в соответствии с возрастом ребёнка. Для детей от 2 до 5 лет выбирайте яркие и понятные истории или сказки, которые имеют простые сюжеты и легко воспринимаются детьми. Хорошо подойдут сказки "Колобок", "Репка" или "Теремок". Для показа и разыгрывания историй используйте кукол или игрушки - это поможет детям лучше понять персонажей и их эмоции. И, конечно же, добавляйте музыку и подвижные игры, чтобы сделать домашние спектакли для детей более увлекательными и запоминающимися.

Для старших дошкольников в возрасте 5-7 лет репертуар домашнего театра расширяется. Дети с интересом разыгрывают поучительные сказки (например, "Три медведя"), короткие истории и пьесы с небольшим количеством персонажей, помогают им найти выход в трудной ситуации. Предложите ребенку самому придумать сказку, которую он хочет разыграть. Например, про трусливого зайчонка, который стал храбрым, или про обидчивого котенка, который смог простить того, кто его обидел, или про грустного мишку, у которого было плохое настроение, но его удалось рассмешить. Обсуждайте с детьми, какие чувства испытывают персонажи и почему, чтобы помочь им лучше понять эмоциональные состояния.

Для младших школьников в возрасте 7-10 лет отлично подойдут легкие адаптации известных сказок и басен. Это может быть "Сказка о золотой рыбке" или "Красная Шапочка". В этом возрасте дети уже могут создавать собственные сценарии для домашних спектаклей и использовать учебный материал по разным школьным предметам.

А вот для подростков от 11 лет и старше важно выбирать пьесы, затрагивающие актуальные темы, такие как дружба, любовь, доверие. Такие театральные постановки важно наполнять импровизациями, давая подросткам возможность проявить себя, выразить свое мнение, обсудить спектакль, учиться анализировать поведение персонажей, мотивы их поступков, взаимоотношения между героями пьес.

Поощряйте детей создавать собственных персонажей. Когда дети создают персонажей, они погружаются в их историю, вместе с ними учатся различать, описывать и выражать эмоции, справляться с трудностями, разрешать спорные ситуации. После репетиций или представлений обязательно проводите обсуждение. Спрашивайте детей, какие эмоции они испытывали, играя своих персонажей, в каких реальных ситуациях они сами чувствовали то же.

Можно устроить кукольный театр или театр теней. Тогда дети смогут перенести свои переживания на игрушки или специально изготовленные фигурки. У каждого актера будет возможность передать эмоции голосом, что также очень важно для развития эмоционального интеллекта.

Включите элементы импровизации в домашние спектакли, игры или просто веселые упражнения во время репетиций. Создавая сюжет "на ходу", дети имеют возможность проявить свою индивидуальность, учатся активно слушать и слышать своих партнеров по сцене. Так как сюжет не прописан заранее, каждое выступление становится уникальным, может принимать неожиданные повороты. Это позволяет ребенку проявить творческие способности.

Домашний театр - это замечательный способ объединить всю семью, создать общие приятные воспоминания, познакомить с семейными или культурными традициями.