Общий рынок электроэнергии РФ и Беларуси: как и для чего он будет формироваться

Союзному государству нужно совместное планирование спроса и предложения электроэнергии.
Союзному государству нужно совместное планирование спроса и предложения электроэнергии. / Виктор Драчев/ТАСС
В первой половине наступившего года ожидается принятие правил по созданию общего электроэнергетического рынка России и Беларуси.

Договор по созданию единого рынка был подписан в конце прошлого года на заседании Высшего Госсовета Союзного государства. Рынок будет формироваться поэтапно с учетом параллельной работы двух энергосистем с их технологическими особенностями. Единый электроэнергетический рынок поможет сбалансировать тарифы и перейти к более осознанному планированию экономических процессов, простимулирует развитие промышленности, поспособствует внедрению новых цифровых проектов в энергетике.

"Спрос со стороны центров данных, обеспечивающих функционирование и развитие искусственного интеллекта, растет экспоненциально и занимает существенную долю в энергобалансе стран, - отметил в разговоре с "СОЮЗом" зампред набсовета некоммерческой ассоциации "Объединение потребителей и поставщиков энергоресурсов "Надежный партнер", член Совета Российского экологического общества Андрей Романчук. - В некоторых регионах России будет введен запрет на майнинг криптовалюты, связанный с локальным энергодефицитом и необходимостью использования мощностей на нужды населения и промышленности. При этом Беларусь готова предложить технологическим компаниям возможности установки центров обработки данных. Сейчас в стране установленная мощность майнинга превышает 120 МВт. В России майнинг уже потребляет более 2,5 ГВт. Логично предположить, что кооперация в данном направлении принесет пользу всем".

Но перспектива не только в цифровых проектах. Доступные мощности и развитая генерирующая инфраструктура - основа развития бизнеса. С точки зрения развития промышленности надо понимать растущую необходимость совместного планирования спроса и предложения электроэнергии. "Для эффективного планирования развития экономики, и в частности электроэнергетической инфраструктуры, Союзному государству нужен совместный госплан", - сказал Андрей Романчук.

Единый энергорынок поможет в достижении технологического суверенитета. Тем более сейчас, говорят эксперты, во время энергетического кризиса в Европе. Проблема с энергоресурсами, а точнее, энергокризис, вызванный отказом от российских энергоносителей, был, например, в основе начала кризиса в энергоемких отраслях немецкой промышленности, обращает внимание Андрей Романчук. В дальнейшем проблемы усугубились необдуманной ставкой на возобновляемые источники энергии, отказом от атомной энергетики, геополитическими проблемами и ставкой автомобильной промышленности на развитие электромобилей. Также сыграли роль испорченные отношения с Китаем.

Единый рынок в электроэнергетике поможет обеспечить технологический суверенитет

По сути, несколько лет назад инноваторы европейской промышленности решили пойти в кильватере местной политической мысли и отказаться от двигателей внутреннего сгорания. В основе решения лежало желание снизить зависимость транспортного сектора от импортируемой нефти. При этом европейцы не учли зависимость от импорта металлов энергоперехода, подорожавшей электроэнергии, влияния процесса отказа от двигателей внутреннего сгорания на рынок труда, а также зависимость роста рынка электромобилей от госсубсидий. Именно отказ от субсидирования привел к снижению спроса и динамики развития рынка, которые ударили по проектам производства аккумуляторов и самих электромобилей, завязанных финансово на экспоненциальный спрос.

Как итог: в августе 2024 года в Европе количество регистраций электромобилей сократилось на 43,9 процента, до 92 627 единиц (165 204 в 2023 году), а их общая доля рынка снизилась до 14,4 процента с 21 процента годом ранее. И вот мы видим банкротство Northvolt, остановку литиевого завода Aurora в Португалии, проблемы у Volkswagen, BMW, Mercedes, Ford, Stellantis. И это вершина айсберга. Подрядчики и поставщики запчастей сокращают рабочие места. Ушла в банкротство Gerhardi Kunststofftechnik. Компания, основанная в 1796 году, пережила вторжение Наполеона, Великую депрессию и две мировые войны, но не пережила нынешнее снижение спроса на автомобили в Европе. Gerhardi, компания, знаковая для Mercedes, производила в том числе ту самую звезду на капот".

Тем временем в России наряду с традиционной генерацией вполне успешно реализуются новые "зеленые" проекты в электроэнергетике. "Например, в некоторых регионах России идет перевод на электроотопление в контексте снижения выбросов и отсутствия экономически обоснованных возможностей сетевой газификации. На удаленных, изолированных территориях успешно используются гибридные установки, а солнечные и ветровые станции позволяют эффективно использовать природные возможности. Развитие солнечной микрогенерации снижает стоимость электроэнергии и положительно влияет на потребление в пики спроса, особенно на юге страны. Разумный и прагматичный подход к "зеленой" повестке учитывает все ее плюсы без негативных последствий для экономики и энергетики от необдуманной и необоснованной ставки исключительно на возобновляемые источники", - отметил Андрей Романчук.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться