Минфин США обновил санкционный список (SDN list), внеся в него 183 судна, связанных с транспортировкой нашего углеводородного сырья, готового топлива и сжиженного природного газа (СПГ).
Кроме них в SDN list попала компания "Газпром нефть" и почти все ее дочерние предприятия, включая Московский и Омский нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Аналогичная история с компанией "Сургутнефтегаз". Под санкциями оказалась не только она, но и дочернее предприятие КИНЕФ - НПЗ в Ленинградской области. Также в списке оказались: "Газпром СПГ Портовая", сервисные предприятия "Роснефти", проект "Восток Ойл", среднетоннажный завод по производству СПГ "Криогаз Высоцк", сербская компания NIS (50% принадлежит "Газпром нефти" и 6,15% - "Газпрому") и другие добычные проекты и страховые компании, обслуживающие танкеры, перевозящие нашу нефть.
Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, эта новая порция санкций - прощальный подарок администрации уходящего президента США Джо Байдена, которая напоследок пытается максимально надавить на Россию.
Но несмотря на внушительный список компаний, попавших под ограничения, нельзя не обратить внимания на тот факт, что все они в той или иной степени уже находились под косвенными санкциями, работая в сфере, где они применялись - торговле российской нефтью, нефтепродуктами и СПГ. Также еще с 2022 года работает запрет на поставку оборудования для наших добычных проектов (для некоторых с 2014 года), предприятий по переработке нефти и производству СПГ. Риск попадания в SDN list висел над российскими компаниями уже более года, и едва ли они его не учитывали. А предупрежден - значит вооружен.
Поэтому реальные и долгосрочные проблемы нашему экспорту могут создать только санкции против танкеров и судов, связанных с перевозкой нашего сырья и топлива. По данным S&P Global Platts, к сентябрю 2024 года российский нефтяной "теневой флот" танкеров насчитывал 586 судов общим дедвейтом (грузоподъемностью) 57,1 млн тонн нефти. В прошлом году санкции были применены против почти 70 судов. То есть сейчас под ударом оказывается больше трети наших транспортных мощностей для экспорта нефти и нефтепродуктов.
По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константина Симонова, задача США - выкинуть Россию с мирового рынка углеводородов, прежде всего с нефтяного рынка. И они эту задачу планомерно решают. Мы видим очередной шаг в этом направлении, потому что удар нанесен не только по настоящему, но и по будущему нашей нефтяной промышленности.
Именно этим эксперт объясняет, что под санкции попали нефтесервисные компании, обеспечивающие все технические работы на месторождениях, а также наши добычные проекты, в том числе "Восток Ойл", на который российская нефтяная индустрия и государство делали особую ставку.
При этом в сегменте перевозок ситуация могла быть и хуже, хотя масштаб ограничений фантастический, отмечает эксперт. Раньше "кошке хвост по кускам отрубали" (под санкции попадало 10-20 судов за раз). Танкеры можно было перерегистрировать, сменить флаг, собственника, но сразу со 183 судами могут возникнуть сложности. Хотя и они преодолимы, считает Симонов.
Он подчеркивает: многие ждали, что к российскому экспорту нефти применят санкции по иранскому образцу. Об этом активно писали западные СМИ. То есть полного запрета покупки российской нефти. Эксперт подчеркивает, что даже Китай старается не показывать в своей статистике закупки иранской нефти. Но администрация уходящего президента США Джо Байдена на такие ограничения не пошла. Поэтому у вступающего во власть нового президента Дональда Трампа есть возможность угрожать России еще большим ужесточением санкций.
Это очень четко обозначено в последнем списке минфина США - что санкции могут быть введены против любого человека или компании, которые имеют отношение к российскому нефтегазовому сегменту. Давление на наш "теневой флот" будут усиливать. Не случайно все чаще поднимается тема экологической проблемности его судов.
По мнению Андрианова, санкции против танкеров и страховых компаний могут осложнить поставки нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в первую очередь в Индию. Индийская сторона не может не учитывать наличие данных ограничений при закупке российского сырья. Здесь все будет зависеть, во-первых, от того, насколько эффективны будут механизмы контроля над санкциями и пойдет ли Вашингтон на введение вторичных санкций против индийских компаний, рискнувших приобрести подсанкционную российскую нефть. А во-вторых, от того, удастся ли выстроить схемы обхода санкций за счет создания цепочки посредников. Придется задействовать суда, не вошедшие в этот список, а также находить новые варианты страхования нефтяных грузов.
На Индию приходится основной объем нашего морского экспорта нефти. Причем именно эта страна покупает большую часть нашей нефти Urals, которую раньше Россия поставляла в Европу.
Андрианов считает, что новые санкции не приведут к существенному сокращению российского экспорта, но могут стать причиной увеличения дисконта на наше сырье на рынках АТР.
Скидка на нашу нефть Urals по отношению к сорту североморской нефти Brent c начала 2023 года сократилась с 40 долларов до 12-13 долларов за баррель. Если она сейчас начнет опять увеличиваться, то это может негативно сказаться на экономике нефтяных компаний и доходах российского бюджета.
Но здесь есть нюанс: сами санкции, затрудняющие торговлю нашей нефтью, подстегивают рост котировок барреля на мировом рынке. Менее чем за месяц, с конца декабря только на опасениях введения новых американских санкций против России и Ирана цена Brent на бирже взлетела на 11%, с 72 до 79,7 доллара за баррель. На то, чтобы успокоить рынок, потребуется время. Как и нам оно потребуется, чтобы нивелировать действие санкций на наш экспорт.
А вот рассчитывать на отмену этих ограничений, после того как в Овальном кабинете Джо Байдена сменит Дональд Трамп, не стоит, считает Андрианов. В отличие от других "прощальных шагов" демократов в нефтяной отрасли (например, введение дополнительных ограничений на шельфовое бурение), эта порция санкций скорее на руку Трампу. Она дает ему дополнительные возможности для торга с Москвой, для требования от нее уступок в каких-то иных сферах. И, кроме того, ограничение поставок из России - это расчистка рыночной ниши для американской сланцевой нефти.
В этих условиях задача России - не надеяться на отмену санкций, а совместно с партнерами продолжать развивать независимую логистическую и финансовую инфраструктуру торговли энергоресурсами. Это задача не одного года, но иного варианта снижения зависимости от санкций нет, подчеркивает эксперт.
Но американские санкции - не единственное, что угрожает нашему экспорту нефти. В Верховную раду Украины был внесен законопроект остановки транзита нефти из России в Европу по трубопроводу "Дружба". Если такое решение будет принято, то окажется перекрыт последний легальный ручеек российской нефти в ЕС. Поставки упадут до нуля, хотя еще в 2018 году в Европу было отправлено 151 млн тонн нефти, почти 59% от всего объема ее экспорта из нашей страны. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль чуть позднее заявил, что транзит по "Дружбе" останавливать не собираются, но здесь уже возникает конфликт законодательной и исполнительной ветвей власти в стране. И неизвестно, кто в результате окажется победителем.
После эмбарго ЕС на импорт нефти морем из России в декабре 2022 года поставки продолжались только по "Дружбе". По северной ветке трубопровода - в Германию и Польшу, которые добровольно от них отказались в 2023 году, и по южной - на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в Венгрии, Словакии и Чехии, куда наша нефть поступает и сейчас. В 2023 году по южной ветке "Дружбы" прокачали в Европу около 12 млн тонн. Сейчас статистика закрыта, но, по оценке Симонова, в 2024 году поставки выросли, за три квартала они составили 16 млн тонн, а по итогам года можно ожидать 21-22 млн тонн. По его словам, для нас потеря рынка такого объема достаточно чувствительна. Причем речь идет о нефти Urals, которую традиционно поставляли в Европу.