
Нельзя сказать, что плохая погода в этот раз случилась как снег на голову. Еще с пятницы в Петербурге действовал "желтый" уровень погодной опасности, а вечером в субботу пресс-служба аэропорта сообщила, что "обеспечивает обслуживание рейсов в сложных метеоусловиях". В "Пулково" заранее предупредили, что очистка взлетно-посадочных полос и перронов от снега и наледи, а также противообледенительная обработка самолетов "могут влиять на увеличение времени обслуживания".
Негативный прогноз воскресным утром подтвердился, и около восьми часов утра аэропорт приостановил прием и отправку воздушных судов для очистки ВПП от навалившегося снега. Сначала в воздушной гавани рассчитывали, что "тайм-аут" продлится недолго, и даже называли предполагаемое время открытия. Но затем приостановка приема и отправки рейсов была продлена на неопределенный срок - до "нормализации погодных условий".
По данным Росавиации, к 10:15 мск на запасных аэродромах приземлились более 20 самолетов, совершавших рейсы в "Пулково". К 12:35 в другие аэропорты ушло уже 33 борта. Примерно такое же количество самолетов не смогли вылететь по расписанию, и обстановка в терминале аэропорта, где скопились пассажиры задержанных рейсов, стала напоминать станцию метро в час пик. В залах ожидания сидячие места давно закончились, а народ все прибывал...
Вскоре замаячил свет в конце тоннеля. В 13:31 в "Пулково" объявили, что аэродромные службы обеспечили необходимый коэффициент сцепления на взлетно-посадочных полосах, и аэропорт возобновил прием и выпуск воздушных судов. Теперь процесс отправления естественным образом тормозила обработка самолетов от обледенения и продолжающаяся очистка полос и перронов от снега - для этого было задействовано более ста единиц техники. Но пропускная способность воздушной гавани "не резиновая", и расписание полетов было безнадежно нарушено.
За три последующих часа "Пулково" суммарно обслужил на прилет и вылет немногим более десяти рейсов. Счастье было недолгим, и в 16:30 в "Пулково" сообщили о повторном введении ограничений на взлет и посадку. Они были отменены примерно через час. За время второго закрытия на запасных аэродромах в Москве приземлились еще 17 самолетов, выполнявших рейсы в Северную столицу.
К этому моменту в самом "Пулково" некоторые пассажиры утренних рейсов провели в ожидании вылета уже по 10-12 часов. Даже при меньших задержках представители авиакомпаний обязаны выдавать своим клиентам питьевую воду и ваучеры на питание. Получившие "талоны" проголодавшиеся пассажиры выстроились в огромные очереди за бесплатными блюдами. "Человек по 40-50 стоят. Некоторые даже не пытались их получить и ели в кафе по драконовским ценам, где кофе стоит 350 рублей, а бутерброд - 500", - рассказали "Российской газете" застрявшие пассажиры.
С улучшением погоды сотни людей наконец-то разместились в креслах авиалайнеров, надеясь на скорый взлет. Но не тут-то было. Очередь бортов на вылет оказалась столь медлительной, что людям пришлось сидеть в самолетах по три, четыре и более часов. И причина была уже не только в снегопаде, но и в "человеческом факторе". Несмотря на уже проведенную противообледенительную обработку, самолеты вновь отправляли на стоянку из-за того, что у экипажей заканчивалось регламентированное рабочее время.
"Наш рейс в Красноярск по расписанию должен был отправиться в 7:50. В аэропорту мы уже порядка 12-ти часов. Нас даже запустили в самолет, но через какое-то время попросили покинуть салон. В районе 15:00 была вторая попытка, - рассказывали "РГ" пассажиры. - Уже 4,5 часа маринуют в самолете без еды. Дали только воду и лимонады. Несколько часов назад командир экипажа объявил, что ведутся подготовительные работы, но теперь вдруг уведомил об окончании рабочей смены и необходимости замены экипажа".
Наши собеседники отмечали, что после этого в салоне началось открытое недовольство. Раздраженные пассажиры теряли терпение и вступали в словесные перепалки с членами экипажа. Больше всего людей угнетало отсутствие достоверной информации. Ни аэропорт, ни авиакомпании в проактивном режиме не давали точных сведений о перспективах нормализации ситуации, лишь предлагая следить за онлайн-табло, сайтами и пользоваться ботами в мессенджерах. Зато обстановку, как могли, пытались смягчить бортпроводники.
Тем не менее у граждан, оказавшихся сегодня в "снежном плену", сложилось ощущение, что у аэропорта и организаторов перевозок нет жесткого и четкого протокола на такие случаи. Например, что мешало администрации воздушной гавани каждые полчаса давать объявления хотя бы с минимальной информацией, недоумевают люди. И почему авиакомпании не в состоянии организовать выдачу простых шоколадок уставшим и голодным пассажирам, чтобы успокоить тех, кто раздражен долгим ожиданием?
Не все выдерживали "пытку" неизвестностью, некоторые несостоявшиеся пассажиры отказывались лететь и покидали стоявшие самолеты - их багаж снимали с рейсов, на что также требовалось дополнительное время.
… К вечеру погода улучшилась и, по данным Росавиации, с 17:30 до 20:30 12 января аэропорт Санкт-Петербурга обслужил 63 рейса: 35 самолетов совершили посадку, 28 - взлет. Тем временем авиакомпании сообщили о множестве полностью отмененных вылетов. Купивших билеты обещают доставить другими рейсами, а чтобы всем хватило места - выполнять их на более вместительных самолетах.