Для поддержки курского бизнеса уже приняты беспрецедентные меры: депутаты и сами предприниматели в первую очередь называют отсрочку уплаты налогов, а также компенсацию двух третей заработной платы. Воспользовались этими мерами не все, но многие. И продолжат пользоваться - иного выхода попросту нет. Председатель профильного комитета Заксобрания Курской области Александр Анпилов отмечает, что и эта поддержка - результат проработанных предложений самих курян. Как только в августе произошло непоправимое, областная дума тут же вышла на федеральный уровень с предложениями нормативного регулирования ситуации, и значимая их часть была принята оперативно.
Теперь формируется следующий пакет аналогичных проектов для мер поддержки. Он более конкретный и адресный: к примеру, предлагается снизить ставки по упрощенной системе налогообложения, которой пользуется малый бизнес. Ставку по УСН "Доходы" предлагается изменить с шести до одного процента, по УСН "Доходы минус расходы" - с 15 до пяти процентов.
- При этом предприниматели просят даже не отсрочить, а вообще отменить налоговую нагрузку, - констатирует Александр Анпилов. - Налоговые предложения внесли более 200 предпринимателей, а это означает, что вопрос очень важен.
Существует еще масса пока неразрешимых проблем. Среди них - лизинговые платежи на технику, которая или разбита вражескими снарядами, или угнана в неизвестном направлении. Есть вопросы и по кредитованию: как быть дальше с дальнейшим финансированием бизнеса, который все же надеются возродить большинство курских приграничных предпринимателей?
Известный далеко за пределами Курской области "Суджанский мясокомбинат" сегодня под вражеской оккупацией, а его директор Михаил Куденцов сравнивает ситуацию с приграничным бизнесом с историей, когда осел идет за морковкой, не понимая, что будет дальше.
- Комбинат после определенных событий поставлен на "стоп" как бизнес и производство. Взаимоотношения с трудовым коллективом также на паузе. Спасибо за меры поддержки: приостановку кредитного и налогового бремени, компенсацию двух третей заработной платы… Все это работает, и мы благодарны. В этой ситуации мы все равно начисляем людям отпуска. Этот вопрос никак не отрегулирован. К тому же лизинговые компании считают, что мы состоятельны. А это, конечно же, не так. Раньше мы поставляли продукты в девять регионов России, и чем дольше будет пауза, тем сложнее нам будет возвращать их на потребительский рынок. Чтобы организовывать бизнес хотя бы на площадках партнеров, которые раньше считались конкурентами, нам нужны финансирование, льготные кредиты… Иначе сложно представить, что будет.
О стремлении возобновить работу говорят и представители малого бизнеса. Владелица развивающего детского центра Юлия Новаченко вспоминает свой семейный клуб "Юлми" в Судже и не скрывает чувств. Она знает, что здания, где раньше занимались дети, теперь используются украинскими вооруженными формированиями.
Она рассказывает, что вдали от родного города после августовских событий отыскали друг друга и педагоги ее центра, и семьи воспитанников, которым нравилось там проводить время, учиться новому.
- Мы готовы открыть нечто подобное в Курске, - отмечает Юлия Новаченко. - Конечно, мы понимаем, что у нас здесь не будет бассейна для занятий плаванием - да много чего не будет, - но мы готовы хотя бы спортивные занятия проводить и те, которые не требуют специального дорогостоящего оборудования. Мы понимаем: в Курске подобных мест много. Но и детей же стало больше. Я думаю, мы найдем своих клиентов. Да только вот первые попытки даже банально арендовать помещение для такого центра не увенчались успехом: все так дорого, что нам пока не подступиться. Может, где-то есть помещения, которые находятся в госсобственности и простаивают…
Таких предпринимателей, как Юлия, масса. Весь приграничный Курский край в основном и держался на них - деятельных создателях. Они делали приграничье лучше и помогали друг другу - теперь просят помощи сами, опять же заглядывая в будущее.
Они не делают секрета из своего намерения вернуться в приграничье после того, как Российская армия отбросит врага. Но задумываются: а с кем работать?
И топ-менеджеры крупных предприятий, и такие предприниматели, как Юлия, переживают. По радио то и дело кричит реклама: "Переезжайте к нам! Компания предлагает работу с высокой зарплатой, иногородним - жилье".
- Можно как-то ограничить хоть эту рекламу? - раздаются реплики в зале облдумы.
Между тем ситуация в приграничье повлияла на весь регион. Представители бизнес-сообщества, отраслевых ассоциаций, да и сами чиновники регионального правительства констатировали: августовские события разделили жизнь области на до и после, и работу бизнеса - в том числе.
Одни признались в том, что потеряли поставщиков товаров и услуг, работавших в приграничье, другие рассказали, что заказчики стали смотреть настороженно в курскую сторону. А это все несет в себе в первую очередь репутационные риски.
"Люди думают: сегодня мы поставляем им продукцию, а завтра?" - делятся своими историями предприниматели. И пока неясно, что тревожит больше - вот это хрупкое равновесие, которого с трудом удалось достичь тем, кто все же работает, или пауза, с которой вынуждены мириться пострадавшие, или риск колоссального оттока кадров…
На первом в нынешнем году заседании правительства региона прозвучало, что после августовских событий в Курской области прекратилось производство 250 наименований продукции, большая их часть - популярные в регионе и за его пределами мясные деликатесы и молочный ассортимент. При этом вопросы о том, как будет восстанавливаться приграничный бизнес, были заданы и на встрече врио губернатора Курской области Александра Хинштейна с активистами, которые вошли в специально созданные представительные группы из приграничных муниципалитетов. Врио главы региона отметил, что понимает и разделяет обеспокоенность жителей, при этом подчеркнул: вопросы поддержки бизнеса и восстановления пострадавших от агрессии ВСУ предприятий прорабатываются на федеральном уровне. Он привел в качестве примера недавнюю встречу с курирующим АПК заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Патрушевым и министром сельского хозяйства Оксаной Лут.
- Часть решений уже состоялась, часть - в стадии проработки, - отметил Александр Хинштейн. - Не хочу сейчас подробно комментировать: это предмет отдельного разговора. Но не сомневайтесь, мы все вопросы прекрасно понимаем.