Теперь все владельцы личных страниц и сообществ в соцсетях, превысившие порог в десять тысяч подписчиков, должны будут получить особый регистрационный номер через Госуслуги. После этого Роскомнадзор включит сообщества или пользователей интернет-площадок в особый перечень.
- Базовые сведения о канале и контактные данные можно подать через специальную форму. Заявке присвоят номер, который в течение трех дней нужно разместить в закрепленном сообщении или в описании страницы. Так Роскомнадзор сможет установить, что владельцем страницы является подавший сведения человек. Далее ведомство в течение десяти дней принимает решение о включении блога в особый перечень. После этого пользователь должен разместить в описании ссылку на запись в соответствующем реестре, - прокомментировали в Минцифры России.
Например, в "ВКонтакте" уже начали рассылать соответствующие уведомления. В них администрация подчеркивает, что после прохождения такой регистрации и идентификации страничка и группы получат особую метку "А+". Иначе блогеры с аудиторией свыше 10 тысяч подписчиков, не имеющие такого знака отличия, могут столкнуться с неприятными последствиями.
В регионах СЗФО нововведение вызвало неоднозначную реакцию. Особенно возмутились художники, для которых соцсети стали основной площадкой для продвижения своего творчества, сбора заказов и общения с аудиторией. Многие опасаются, что закон о деанонимизации блогеров лишит их заработка.
- Сегодня у нас больше вопросов, чем ответов. Мы постоянно общаемся с коллегами, и никто не понимает, для чего это нужно. Представьте, что вы буквально "растили" сообщество с нуля, собирали подписчиков, выстраивали процессы, получали обратную связь. А теперь вас просят регистрироваться, получать метки, словно мы вредное производство. Если контент носит взрослый характер, то в любом случае проставляются возрастные ограничения - для художников это привычная процедура. Да и фильтр многих онлайн-площадок автоматически скрывает изображения с намеком на рейтинг 18+, - рассказала в беседе с корреспондентом "РГ" художница из Санкт-Петербурга Елизавета Смирнова.
Девушку поддержал туристический блогер Анатолий Скрипнюк. Мужчина уже является самозанятым, поэтому не понимает, для чего ему нужна еще одна регистрация в другом контролирующем ведомстве.
- Я официально зарегистрирован, плачу налоги, сдаю всю документацию. Теперь мне еще нужно зачем-то регистрировать в Роскомнадзоре свое сообщество, через которое продвигаю услуги. На мой взгляд, это ненужный двойной контроль. Сведения я, конечно, подам, но официальным самозанятым легче жить от этого точно не станет, - отметил блогер.
Эксперты добавляют, что реклама в социальных сетях станет дороже, поскольку появится, по сути, отдельный список пользователей и сообществ, утвержденный Роскомнадзором, с которыми можно будет взаимодействовать в плане продвижения товаров и услуг. Это существенно ограничивает конкуренцию.
Может упасть и популярность отечественных онлайн-площадок. Многие художники, например, уже подумывают о переходе на другие не запрещенные в России международные сервисы, работать на которых будет проще.
Юристы в свои комментариях более сдержанны. Логика нормативного акта ясна: он должен защитить пользователей социальной сети от нелегального контента. По маркировке Роскомнадзору будет проще ограничить доступ к сообществу, если оно нарушает требования российского законодательства. Однако здесь важно не перегнуть палку.
- Пока есть фактический признак - десять тысяч подписчиков, и неважно, преодолела ли этот порог группа в условных "ВКонтакте" или "Одноклассниках" или личная страница пользователя соцсети. Также не имеет значения наличие или отсутствие рекламных интеграций. С ответственностью тоже не все ясно. По логике закона Роскомнадзор может направить администрации социальной сети требование об ограничении доступа к сообществу с десятью тысячами подписчиков до момента, пока его владельца не включат в реестр, - заключил руководитель калининградского юридического бюро Антон Цепин.
За размещение рекламы в "немаркированных" пабликах, по мнению эксперта, предусмотрены более суровые санкции. Речь будет идти уже об административной ответственности в виде штрафа. Для граждан он составит от 2000 до 2500 рублей, а для юридических лиц - от 100 до 500 тысяч рублей.
Аналитики убеждены, что закон пока еще сырой и однозначно будет дорабатываться. Однако медиасфере все же придется подстроиться под новые условия работы.
Под новый закон о деанонимизации блогеров попали все социальные сети, включенные в реестр Роскомнадзора. На данный момент в России зарегистрированы 15 таких онлайн-площадок, включая популярные "ВКонтакте", "Одноклассники", "Дзен", RuTube, YouTube и Telegram.