"Тут, наверное, шесть метров полок! Смотрите, тут 50 видов масла... А здесь, наверное, наибольший выбор творожков, который я видел в своей жизни", - восторгался Андрей Данко в одном из московских магазинов.
Такие данные действительно превышают показатели аналогичных форматов торговли в Европе и Азии. И в совокупности с технологической развитостью российской торговли, доступностью и разнообразием ее форматов способны произвести огромное впечатление на иностранных гостей, считает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. При этом работа над ассортиментом идет непрерывно - ретейлеры адаптируют его с учетом новых тенденций и запросов потребителей. Например, в последние годы устойчиво растет спрос на продукты для здорового образа жизни, поэтому торговые сети увеличили предложение в этой категории, в том числе за счет сладостей с пониженным содержанием сахара, суперфудов, полезных снеков, орехов, овощей и фруктов.
В России действительно очень широкая линейка практически всех продовольственных категорий, а по основным продуктам питания всегда доминировала отечественная продукция: у нас есть и сильные национальные бренды, и множество региональных производителей. Поэтому удивляться такому разнообразию в магазинах не стоит, считает исполнительный директор "Русбренда" Алексей Поповичев. С другой стороны, он понимает Андрея Данко. Вероятно, в европейских странах нет такого широкого ассортимента того же сливочного масла - это такой продукт, где сложно придумать больше двух-трех позиций. И особенно удивительно для иностранца выглядят российские полки на фоне создаваемой на Западе информационной картины о влиянии санкций на нашу экономику, рассуждает Поповичев.
"Несмотря на санкции, рост издержек и спрос, в некоторых сегментах опережающий производственные мощности, цены на многие продукты остаются стабильными, а дефицита товаров нет ни в одной категории. Россия по-прежнему одна из ведущих стран мира по доступности продуктов питания для населения: в стране низкая стоимость продовольствия относительно доходов населения по сравнению с другими государствами", - утверждает Караваев.
В топе самых подорожавших продуктов за год (на 25 декабря) - картофель (+102,8%), лук репчатый (+50,2%), капуста белокочанная свежая (+44,7%), масло сливочное (+38,8%), свекла столовая (+33,1%), подсчитывают в Экспертно-аналитическом центре агробизнеса "АБ-Центр" на основе данных Росстата. Среди анализируемых 43 позиций продуктов снизились в цене только куриное мясо (-1,1%), крупа гречневая-ядрица (-5,9%), яйца куриные (-11,9%).