Кыргызстан и Казахстан начнут разрабатывать ТЭО дороги Алматы - Иссык-Куль

Кыргызстан и Казахстан (РК) приступают к разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) новой автомобильной дороги Алматы - Иссык-Куль. Договоренность об этом достигнута на заседании двустороннего межправсовета.

Финансировать подготовку ТЭО будут за счет грантов Азиатского банка развития. Разработка технико-экономического обоснования позволит определить оптимальный маршрут, а также выяснить, во сколько обеим странам обойдется строительство трассы и какими должны быть тарифы оплаты за проезд по ней.

Проектируемая трасса, как предполагается, пройдет по маршруту, который почти в два раза короче существующего. Его протяженность составит около 280 километров. Дорога проляжет в основном по уже существующим участкам. В Казахстане частью трассы станет действующая магистраль от Алматы до горных аулов за перевалом Кастек. В Кыргызстане - дорога непосредственно от города Кемина до курортной столицы Иссык-Кульской области Чолпон-Аты. Эти участки предлагают соединить отрезком протяженностью около 80 километров, который пройдет в основном по горной местности на территории РК.

Сегодня жители Алматы добираются до Иссык-Куля кружным путем - через Кордай или пункт пропуска у города Токмок. Альтернативный вариант позволит им въезжать на территорию Кыргызстана гораздо ближе к голубой жемчужине - у въезда в Боомское ущелье, отделяющего Иссык-Кульскую область от Чуйской.

Ввод трассы в эксплуатацию, как отмечают официальные источники, послужит толчком для развития регионального туризма и в целом будет иметь положительный социально-экономический эффект как для кыргызстанцев, так и для казахстанцев. Причем речь идет не только о любителях проводить отпуск на пляжах Иссык-Куля, но и о жителях сел, через которые пройдет дорога.

Предварительная стоимость строительства магистрали составляет около 100 миллионов долларов. Но эту сумму, скорее всего, следует рассматривать как минимальную. Сколько конкретно потребуется средств на строительство альтернативной трассы, выяснится при подготовке технико-экономического обоснования. Сам проект, кстати, стороны намерены реализовать по модели государственно-частного партнерства. Дорогу эту хотят сделать платной. Предполагается, что стоимость проезда по ней составит около 15 долларов в одну сторону.

Между тем

Ранее одновременно с этим проектом стороны при участии Азиатского банка развития (АБР) обсуждали еще два возможных маршрута. Так называемый восточный, который бы связал Алматы и Чолпон-Ату через населенные пункты Тургень (Казахстан) и Ананьево (Кыргызстан), а также прямой - самый короткий, но и самый трудный в исполнении, потому что строителям потребовалось бы пробивать многокилометровые тоннели в высокогорье. Но от обоих отказались в пользу западного, поскольку он потребует меньших вливаний.

Кыргызстан