Операции разрешаются временно - до 12 марта 2025 года, следует из генеральной лицензии номер 8L. Цели решения расплывчато обозначены термином "связанные с энергетикой". Под этим следует понимать в том числе добычу, производство, очистку, сжижение природного газа, транспортировку или покупку нефти, включая сырую нефть, конденсаты и нефтепродукты, а также биотопливо, уран, ядерные, тепловые и возобновляемые источники энергии, указано в документе.
При этом запреты на операции с суверенным долгом России остаются в силе. Эта лицензия номер 8 прежде неоднократно продлевалась OFAC, как многие другие. На сайте Управления тот же документ с новыми датами и литерами в порядковом номере был опубликован как минимум семь раз. Причем в предыдущей версии лицензии номер 8K был указан более длинный срок - до 30 апреля вместо 12 марта. Так что делать из новости о частичном разрешении транзакций поспешных выводов о развороте в санкционной политике США не следует, заявил "РГ" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финуниверситета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
"Это такая практика американской политики, что сначала они вводят санкции, а потом делают временные исключения, чтобы снизить для самих себя риски от слишком масштабного применения этих санкций. При необходимости исключения могут продлеваться любое количество раз, детали прописываются в генеральных лицензиях и так называемых вейверах. Так бывает, когда американцы видят, что где-то с санкциями передавили, или от них страдают партнеры США. И в сфере энергетики эта ситуация проявляется очень наглядно, годами многие российские банки продолжали проводить операции, связанные с оплатой энергоносителей, а в остальном против них действовали ограничения", - объяснил Станислав Митрахович.
С точки зрения американской политической культуры тактика исключений из санкций обладает особенным эффектом, отметил эксперт. "Они считают, что тем самым как бы подвешивают своих оппонентов и могут не только новые санкции вводить, но и отменять исключения из уже существующих. Это напоминает изощренные пытки, когда жертву постоянно запугивают, но не спешат убивать. В российской культуре эти движения часто вызывают непонимание, а люди делают неправильные выводы из очередной порции исключений из санкционного режима", - добавил эксперт.
В данном случае, допускает Станислав Митрахович, действия OFAC могут быть продиктованы желанием Вашингтона не обострять ситуацию на мировом рынке нефти после очередного раунда антироссийских санкций. "Я не склонен считать это проявлением слабости со стороны американской администрации, скорее, это можно назвать особенностями работы санкционного механизма", - отметил он.
В пользу этого говорят и последние действия администрации президента Джо Байдена, который накануне передачи власти в Белом доме Дональду Трампу сделал все, чтобы возможная отмена части антироссийских санкций не была легким делом. Для этого минфин США обновил основания для включения в черный список подсанкционных компаний и лиц - SDN List - около ста российских организаций, включая банки. Они уже и так находились в этом списке, но теперь из-за их "перевнесения" в SDN List угроза наказания за обход санкций для иностранных лиц ужесточилась, а для отмены этого решения Трампу потребуются дополнительные процедуры, включая уведомление Конгресса.