Праздник Коляды: Самые интересные и необычные обряды

Коза в народных обрядах является символом и стимулятором плодородия, богатства.
Коза в народных обрядах является символом и стимулятором плодородия, богатства. / Алексей Столяров
Древний обрядовый праздник Коляды, символизировавший начало нового года, в Беларуси широко отмечают и поныне. Ряженье, игры, гадания, богатые угощения - народные гулянья и обрядовые представления в преддверии Крещения проходят в различных регионах страны. Все обряды - с уникальным местным колоритом, некоторые из них даже включены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Наши корреспонденты изучили самые интересные и необычные народные традиции.

"Цари"

Этот обряд появился в XVIII веке, а возрожден был недавно (после десятилетий вынужденного забвения в годы СССР) и бережно поддерживается в деревне Семежево Копыльского района. Это в 140 км от Минска. Сюда в Щедрый вечер (с 13 на 14 января) ежегодно стягиваются сотни туристов. Приезжают автобусами, в том числе россияне, что неудивительно: их предки содействовали зарождению традиции. По местному преданию, недалеко от Семежева стояли части царской армии. Солдаты и офицеры в новогодние дни ходили по дворам, показывали представления, за что хозяева одаривали их угощением. Со временем традиция превратилась в рождественское действо с элементами карнавала и народной драмы. В обряде участвуют "цари" - молодые мужчины и юноши в белых брюках и сорочках с повязанными на груди крест-накрест красными поясами, на головах - шапки с разноцветными лентами. Они и символизируют военных.

Другие персонажи - царь Максимилиан, царь Мамай, Дед и Баба. Шумная процессия ходит по домам и разыгрывает действо с батальными сценами и чудесами врачевания. Само собой, гости поют, шутят, желают всем добра, а с наступлением темноты зажигают факелы. Считается, что в доме, где побывали "цари", весь год будут мир, согласие и богатство.

"Женитьба Терешки"

На белорусской Лепельщине есть деревня Аношки, где на Святки - в период с Рождества Христова до Крещенского сочельника - издавна проводят народное игрище "Женитьба Терешки". Суть проста, мотив прозрачен: на один вечер каждый парень становится Терешкой и выбирает себе спутницу. А потом "пары" играют шуточную свадьбу с песнями, танцами и играми. В прежние времена, когда дискотеки не проводились и о сайтах знакомств никто не слыхивал, таким образом проходило близкое знакомство неженатой молодежи. Как говорится, все чинно и благородно. В наши дни "Женитьба Терешки" - неплохая альтернатива интернет-досугу. Обряд проводят в большом сельском доме, его ведущими являются "матка" и "батька" либо "сватья". В определенный момент кто-то произносит: "А не женить ли нам Терешку?" Ведущие подыскивают пары, а после их составления начинается застолье. Кстати, если у молодых людей есть симпатия, то организаторов мероприятия заранее предупреждают, какую из девушек надо выбрать. Шутки шутками, а вдруг и на реальной свадьбе погулять доведется? Кстати, подобные игры проводили (кое-где и до сих пор проводят) не только в Лепельском районе. Если пригласят, не отказывайтесь: жениться никто не заставляет, а весело будет точно.

"Коники"

Два века насчитывает история обряда "Коники" в Брестской области, а прямое отношение к его появлению имеет казачество. Легенда гласит: квартировавший в Давид-Городке на территории нынешнего Столинского района казак верхом на коне объезжал подворья с поздравлениями. Это нравилось здешним жителям, и позже главным героем "староновогоднего" обряда стал всадник - "ездовой". Действо начинается со сбора за пышными столами, после чего участники переодеваются в самодельные костюмы и отправляются щедровать - обходить дома с исполнением песен-благопожеланий и получением за это вознаграждения. На улицах города 13 января можно встретить "деда", "бабу", "цыганку", "медведя" и других персонажей. Но в авангарде всегда всадник с конем. В роли последнего выступает скрытое под белой тканью "туловище" с прикрепленным хвостом и валенком вместо головы. Завершается обряд гуляньями на центральной площади. Гостей собирается много, причем не только из Беларуси, но и из России, Польши, Украины. А несколько лет назад участниками "Коников" были даже российские знаменитости - приехали артист балета Гедиминас Таранда и Герой России Александр Даркович.

"Щедрец"

В одной из деревень недалеко от столицы белорусских шахтеров города Солигорска ежегодно 13 января проходит уникальный обряд "Щедрец", главный герой которого - Дед Предок в уникальной берестяной маске. Надеть ее доверяют не каждому, а только уважаемому среди сельчан жителю. Кстати, в рамках современного праздника в месте его проведения проходят мастер-классы по изготовлению такой маски, их делают из цельного высушенного куска бересты, который хранят с весны. Прекрасный сувенир! В наше время носителем обряда является фольклорный коллектив "Полесские криницы" Осовского сельского Дома культуры. Он-то и знакомит гостей с традициями. Раньше было так: хозяева выпивали по чарке, пробовали праздничную кутью, затем хозяин подходил к окну с полной ложкой и три раза кликал Деда Предка. Тот стучал в окно посохом с колокольчиком и входил в дом вместе с другими гостями. Визитеры пели обрядовые песни - им давали угощение. Нынче же после "показательного" обряда колядующие идут по деревне, заходят в дома, где горит свет, и веселят окружающих. Кроме того, "Полесские криницы" знакомят всех желающих с бытовыми танцами, помогают их разучивать, рассказывают местные сказки и легенды, плетут пояса и обучают других этому мастерству.

"Куры"

Это единственный колядный детский обряд, сохранившийся до наших дней на территории Могилевской области. Он тоже связан со Святками и проводится 13 января только в Кличевском районе, а участвуют в нем девочки в возрасте 6-14 лет в костюмах с традиционной местной вышивкой. Заботу по сохранению традиции взял на себя образцовый фольклорный ансамбль "Купалочка" детской школы искусств райцентра. Еще одна важная особенность обряда: в колядной группе нет козы, медведя, коня и других традиционных персонажей. Зато есть другие атрибуты: колядная звезда и зажженная свеча в звезде у иконы Божьей Матери, а также символизирующий чистоту рушник белого цвета. "Куры", или "цыплята", как называют участниц обряда, стучат в окна, потом исполняют колядную песню "Эй, куры, куры…", а хозяева домов благодарят гостей блинами, колбасками, салом, а также сладостями.

Кстати

В январе в Беларуси проводится месяц религиозного туризма. Регионы страны демонстрируют свое богатое духовное и культурное наследие. План событийных мероприятий и объекты, которые рекомендуется посетить в рамках тематического месячника, размещены на сайте Национального агентства по туризму (belarustourism.by). В настоящее время около 1400 религиозных объектов включены в туристические маршруты.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться