В каких городах выросла стоимость проезда в общественном транспорте

С 1 января в Тюмени и Кургане выросли цены на проезд в общественном транспорте, в других городах повышение тоже не за горами. Власти обосновывают это решение ростом затрат перевозчиков, которые, как водится, заявляют, что даже новые цифры не решат всех проблем отрасли. Пассажиры же надеются, что когда-нибудь перестанут подолгу мерзнуть на остановках, а автобусы и трамваи начнут ездить строго по расписанию.
Татьяна Андреева/РГ

По данным Центра исследования транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ, в среднем почти 70 процентов парка общественного транспорта в стране эксплуатируется свыше нормативного срока, износ инфраструктуры превышает 80 процентов. Главная причина - недофинансирование в 1990-х - начале нулевых годов, последствия которого сегодня приходится форсированно преодолевать.

Напомним: перевозки могут осуществляться по нерегулируемому или регулируемому тарифам. Во втором случае его утверждают региональные власти, удерживая на социально приемлемом уровне, при этом транспортные компании получают субсидии на компенсацию затрат из местных бюджетов и средства на обновление парка - по федеральной программе. Но все же плата пассажиров остается основным источником средств, а потому растет вместе с издержками транспортных предприятий.

Так, в Кургане цена билета в городских автобусах, работающих по регулируемому тарифу, с 1 января выросла на два рубля (до 37), и это уже второе повышение за два последних месяца. Власти говорят о росте затрат на газомоторное топливо (на 13,6 процента), повышении МРОТ (на 16,6) и необходимости увеличения зарплат для решения кадровой проблемы в отрасли. Правда, одна из общественных организаций спросила водителей и кондукторов о том, увеличилась ли их зарплата после ноябрьского повышения тарифа на проезд. И 80 процентов респондентов роста своих доходов не заметили.

Курганцы на повышение цены проезда отреагировали с пониманием: да, дорожает нынче все. Однако люди недовольны тем, что происходит это уж слишком часто и нет гарантии, что через два месяца тариф снова не вырастет. Надо отметить: расходы областного бюджета на субсидирование перевозок и обновление автобусов в 2024 году составили почти 0,5 миллиарда рублей. В мэрии подчеркивают, что без этой помощи тарифы взлетели бы еще выше.

В Тюмени, как известно, цена билета повышается ежегодно 1 января на один рубль. В 2025-м при наличном расчете она составит 32 рубля, по безналу - 31. При этом для 28 категорий граждан, включая пенсионеров, проезд бесплатный, для студентов и школьников - существенные льготы. С 1 января льготные транспортные карты действуют и в междугородных автобусах в границах области. Кстати, год назад в Тюмени ввели пересадочный тариф: он позволяет совершать две поездки по цене одной с пересадкой в течение 60 минут. За 11 месяцев 2024-го им воспользовались около двух миллионов пассажиров. В то же время штраф для "зайцев" в этом году увеличили в 25 раз - со 100 до 2500 рублей.

Отметим: на организацию транспортного обслуживания населения в бюджете Тюмени заложено 5,3 миллиарда рублей, в том числе на субсидии на перевозку льготников - 1,1 миллиарда. По данным мэрии, объем перевозок пассажиров за прошлый год увеличился на 4 процента, маршрутная сеть приросла почти на 15 километров. Обновляется и парк: в 2025 году средний возраст техники составит 4,5 года.

А вот в Перми тариф на проезд ежегодно повышают в апреле, на этот раз он достигнет 40 рублей. Однако жители помнят: несколько лет назад, когда в городе стартовала транспортная реформа, чиновники обещали, что автобусов и трамваев станет больше, а при пересадке вторая поездка будет бесплатной. Но в итоге цена билета выросла чуть ли не вдвое (с 25 рублей), а маршрутов стало меньше из-за нехватки водителей. Бесплатные же пересадки остались в прошлом.

В Екатеринбурге стоимость проезда в общественном транспорте держится на уровне 33 рублей почти два года, но власти уже готовят население к скорому неизбежному повышению. Его срок и новая цена пока не названы. Но известно, что тарифы будут дифференцированы в зависимости от формы оплаты - безналичная станет выгоднее. Представители компаний предлагают также ввести проездной для пенсионеров и повысить штрафы за безбилетный проезд с 200 до 700-1500 рублей.

В Челябинской агломерации нового скачка в ближайшее время не ожидается. Цену проезда здесь подняли сравнительно недавно, с 15 октября, на 21-23 процента в зависимости от способа оплаты. Так, поездка по транспортной карте подорожала на шесть рублей (до 34), по банковской и за наличный расчет - на восемь (37 и 43 соответственно), проезд льготников - на три рубля (до 17). Поездки в пригородных маршрутах тоже стали ощутимо дороже. Пассажиры встретили повышение критически, ведь, на их взгляд, качество обслуживания не улучшилось, а интервалы движения транспорта по-прежнему не соблюдаются.