Рынок оплаты частями вырос в 2024 году со 180 до 300 млрд руб. И в 2025 году достигнет 400 млрд руб., прогнозируют в BNPL-сервисе "Долями". Роль маркетплейсов усилится за счет более активного внедрения в процесс покупок этого механизма. Он устроен так, что цена товара делится на четыре части, которые выплачиваются, как правило, каждые две недели. Чаще всего его используют для покупки электроники, бытовой техники, товаров для дома, а также путешествий и образовательных курсов, говорят в пресс-службе "Яндекса". Соответственно, средний чек растет.
Активное маркетинговое продвижение делает BNPL все более заметным, указывает Артем Журавлев, директор продукта Method финтех-компании Paygine. Ежедневно многие сервисы "подсвечивают", по его словам, возможность платить таким образом и даже дают скидки. Кто-то отправляет ссылки на оплату, другие дают возможность оформить BNPL с помощью NFC-табличек, если покупка происходит в офлайн-магазине.
Аудитория классических кредитных продуктов и BNPL-сервисов отличается. Последними чаще пользуются в маркетплейсах и интернет-магазинах, объясняют участники рынка. С прошлого года возможность оплаты частями запустили в Wildberries, такая функция доступна и на "Яндекс Маркете", "Мегамаркете".
Как раз одной из ключевых причин роста рынка является повышение кредитной активности крупнейших маркетплейсов, считает старший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Иван Уклеин. Значительная доля товаров, по его словам, продается в рассрочку.
Все больше магазинов подключают возможность оплаты частями, говорят в "Долями". Например, число их партнеров выросло более чем вдвое в сравнении с 2023 годом. В сервисе "Подели" рассказали осенью, что спрос рос на протяжении всего года со стороны как покупателей, так и магазинов. Число партнеров достигло 70 тыс., а обращений на подключение стало больше на 30%. Объем транзакций по "Сплиту" растет с лета, поделились с "Российской газетой" в пресс-службе "Яндекса". За последние несколько месяцев возможность оплаты частями подключили "Золотое Яблоко", Lamoda, Sunlight, "Ситилинк", Hoff, "Спортмастер" и "Лэтуаль", говорят там.
Помимо роста числа партнеров влияет сезонность: осенью и зимой, в предновогодний период, традиционно растет потребительская активность за счет распродаж.
Магазины стали использовать BNPL, чтобы удержать свои конкурентные позиции, особенно в условиях, когда покупательская способность снижается, рассказал Журавлев. Дробление платежей делает покупку эмоционально легче, создает иллюзию меньшей стоимости и увеличивает средний чек.
Для самих продавцов эта услуга, конечно, не бесплатна. Комиссия составляет 4-8% от суммы чека. И она уже включает в себя эквайринг, что делает ее конкурентоспособной по сравнению с оплатой по банковским картам, по которой банки берут до 1,5-3%, отмечает Журавлев.
Рассрочка выплачивается покупателем уже платформе, и все риски она берет на себя. При этом оформить ее не так сложно: не требуются даже паспортные данные, а проценты не начисляются. Клиент получает товар сразу и, казалось бы, занимает деньги, но не оформляет кредит. "При этом оформленные "сплиты" не фиксируются в бюро кредитных историй и никак не отражаются на кредитной истории пользователей", - говорят в "Яндексе".
Простота оформления смущает Банк России. За ней скрываются нерегулируемый размер штрафов за просрочку и неконтролируемый рост долговой нагрузки граждан. То есть важно, чтобы пользователь рассрочки был защищен как и заемщик, оформивший кредит.
Есть две модели: платная и бесплатная рассрочка. Первая фактически является кредитом и должна регулироваться как он, объясняли в ЦБ. А сейчас размер неустойки ничем не ограничен, условия могут меняться. Бесплатную же рассрочку должны предоставлять специализированные операторы. Для них будет создан реестр. Нужны стандарты предоставления такой рассрочки, и клиент должен понимать последствия, поясняли ранее "Российской газете" в пресс-службе ЦБ.
Законопроект, предусматривающий такое регулирование, внесен в Госдуму в августе 2024 года. Важным пунктом там стало введение лимита покупок в 15 тыс. руб., при превышении которого нужно передавать данные в бюро кредитных историй. Ассоциации ранее обращались с просьбой повысить его до 60 тыс. руб.
ЦБ хочет ограничить излишнюю закредитованность населения. А BNPL-сервисы - избежать ввода и проверки персональных и паспортных данных, чтобы не усложнять клиентский путь, говорит глава Объединенного кредитного бюро Михаил Алексин. И по итогу интересы всех участников рынка соблюсти непросто. Законопроект пока не рассматривался в первом чтении в Госдуме.
"На мой взгляд, регулирование только закрепит детализацию оформления сделки, а также данные, которые требуются для оформления BNPL, максимальную сумму сделки, максимальную сумму штрафа в случае просрочки. Уверен, что это никак не отразится негативно на работе сервисов", - считает Журавлев.
BNPL не должен подменять кредиты, отмечают в "Долями". На банковском рынке уже есть сформировавшиеся и понятные кредитные продукты. "Не хотелось бы смешивать их с финтех-инновациями в виде BNPL, рынок которого только формируется", - добавили там. Он по-прежнему остается на раннем этапе развития, говорят в пресс-службе "Яндекса". Сейчас российский рынок BNPL концентрируется вокруг банков и ИТ-компаний: например, "Долями" от Т-Банка, "Сплит" от "Яндекса" и "Подели" от Альфа-Банка, которые стали активно развиваться с 2021 года. Потенциал рынка BNPL его участники оценивают как очень высокий, несмотря на ожидаемое ужесточение регулирования, отмечает Уклеин.
По прогнозам Frank RG, при умеренном регулировании доля BNPL достигнет к 2028 году 3% от всей электронной комерции с 1,8% по итогам 2024-го. При жестком сценарии сегмент ждет сокращение до 1,3%, прогнозируют аналитики. В этом случае игроков станет меньше.