Как рассказал руководитель регионального управления Росреестра Александр Соловьев, по методике, разработанной Московским государственным университетом геодезии и картографии, были проанализированы различные источники данных, в том числе базы государственных информационных систем. Для обобщения информации составили единую карту.
В результате выяснилось, что из 7,8 млн га земель сельхозназначения, находящихся, по данным Единой федеральной информационной системы (ЕФИС ЗСН), на территории региона, более миллиона га не учтены в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Это порядка 31 тысячи земельных участков.
Затем с помощью муниципальных органов власти была проведена оценка таких участков на предмет возможности вовлечения их в экономический оборот. Оказалось, что порядка 13 тысяч участков, или свыше 632 тысяч га земель, пригодны или частично пригодны для использования в сельском хозяйстве.
В дальнейшем полученные данные должны стать общедоступными. Их планируется включить в Национальную систему пространственных данных в виде публичной сельскохозяйственной карты.
По словам Александра Соловьева, проведенная работа в перспективе позволяет решить проблему так называемых "припашек" - земель, которые уже находятся в работе у сельхозпроизводителей, но не учтены как пашня.
"Такие земли должны будут легализовать и зарегистрировать", - подчеркнул руководитель управления Росреестра.
В то же время еще одна цель - актуализация данных по пашням и лугам, поскольку госорганы должны представлять, какими земельными ресурсами располагает страна. Это позволит более эффективно планировать мероприятия в сфере сельского хозяйства, в частности по предоставлению тех же субсидий сельхозпроизводителям.
Как отмечают эксперты, за последние два десятилетия площадь простаивающих, залежных земель, образовавшихся в 90-е годы прошлого столетия, значительно сократилась, они интенсивно распахивались. Тем не менее проблема, когда все еще значительные земельные угодья в силу разных причин не используются, остается. За последние годы в стране в целом и в Саратовской области, в частности, начала формироваться судебная практика по изъятию у нерадивых собственников таких участков.
В прошлом году управление Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям направило областному комитету по управлению имуществом материалы для подачи исков по более чем 20 земельным участкам сельскохозяйственного назначения, которые не использовались собственниками в течение трех лет. А по 11 участкам, общей площадью 148 га, уже вынесены судебные решения об их изъятии у владельцев.
Кроме того, ведомство, как оно сообщило в январе, передало в Федеральную налоговую службу материалы для расчета повышенной ставки земельного налога в отношении собственников еще 199 участков. Годом ранее при проверке выяснилось, что они также не обрабатываются.
Как объяснили в управлении Россельхознадзора, в соответствии с Налоговым кодексом льготная ставка должна применяться только для тех сельхозземель, которые используются по назначению.
В большинстве муниципалитетов региона для сельскохозяйственных земель установлена льготная ставка 0,3 процента от кадастровой стоимости, а для других участков - 1,5 процента. Таким образом, налоговые платежи для собственников, не обрабатывающих землю, в среднем вырастут сразу в пять раз.
"Если владельцы, нарушающие закон, начнут использовать свои участки для сельскохозяйственного производства, они снова смогут воспользоваться льготной налоговой ставкой", - уточнили в Россельхознадзоре.
С 1 марта в этом году вступают в действие поправки в законодательство, которые позволят распространить процедуру изъятия заброшенных участков на земли, предназначенные под садоводство, огородничество и индивидуальное жилищное строительство.
Как напомнила заместитель руководителя управления Росреестра по Саратовской области Татьяна Варакина, с этого времени, а впоследствии с момента приобретения права собственности, в течение трех лет владельцы должны будут начать использование участка.
Если этого не произошло, контролирующие органы вынесут предупреждение собственнику и установят дополнительное время, и только после этого может быть начата процедура изъятия земли.